Образовательные стандарты: «за» и «против»


Как известно, появление новых образовательных стандартов вызвало ожесточённые споры. Группа учителей подписалась под письмом протеста Президенту. В СМИ появилась лавина статей и писем. Одни ратовали за новые стандарты, другие высказывались против. В Стерлитамакской гимназии N 1 организовали консультационный семинар «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные проблемы введения», который вели специалисты Российской академии образования.

Кандидат педагогических наук, заместитель директора института стратегических исследований в образовании Российской академии образования И.М.Логвинова ответила на наши вопросы.

Ирина Михайловна, назовите, пожалуйста, основную причину появления новых образовательных стандартов.

– Практика показала, что наши дети не умеют применять свои знания в повседневной жизни. Многие из них равнодушны к учёбе… И как следствие – низкая конкурентоспособность российских учеников.

А по большому счёту всей страны?

– Получается, так. Поэтому впервые в истории российского образования мы построили стандарты начального, основного и среднего общего образования как общественный договор.

– Между кем?

– Между семьёй, обществом и государством. Главное в этом договоре – мобилизация всех ресурсов ребёнка. В основу стандарта был положен системно-деятельностный подход, ориентированный на ученика. Это, думается, позволит достичь не только предметного, нои личностного результата.

– Большинство учителей давно пришло к мысли о необходимости новых стандартов, но их удручает то, что планируется сокращение изучаемых предметов.

С этого момента в беседу включился директор гимназии Риф Рахимович Тажиев:

– Сейчас, – сказал он, – у старшеклассников 18-20 предметов. И нет уверенности, что все они будут качественно усвоены. При подготовке к поступлению в конкретный вуз некоторые из них исключаются. Сейчас на «ненужные» предметы учителя закрывают глаза.

– Если я правильно поняла, перечень предметов довольно велик, а способности учеников природа распределила неравномерно… Однако требования ко всем одинаковы. Вот и приходится уделять нелюбимым предметам больше времени, чем любимым. Инна Михайловна, сколько предметов должно быть в старших классах, чтобы избежать этой проблемы?

– 9-10 учебных предметов. До этого уровня за счёт профилизации обучения и предлагается сократить число предметов.

Р.Р.Тажиев:

– Напомню: профильное обучение у старшеклассников предусмотрено с 2004 года. В тех школах, где дети уже учатся в профильных классах, количество предметов составляет 12-14.

– Некоторые педагоги и родители думают, что обучение в старших классах станет платным, потому что из программы уберут обязательные ныне предметы. Сначала будут нанимать репетиторов для подготовки к экзаменам.

Постепенно эта практика узаконится, ЕГЭ ведь никто не отменял.

Р.Р.Тажиев:

– Сегодняшний формат ЕГЭ отвечает стандарту 2004 года. Под новый стандарт, в соответствии с его требованиями, должен быть разработан новый ЕГЭ.

– Инна Михайловна, тогда у меня возникает вопрос, связанный с учебными часами. Предполагается, что 40 процентов из 36 часов в неделю займут три обязательных предмета.

– Да, но вы не учли 10 часов внеурочной деятельности.

– ?

– Это занятия в спортивных секциях, кружках по интересам, а также изучение дополнительного образовательного предмета. Эти десять часов надо прибавить к 36 и делить на 60 и 40 процентов 46 учебных часов. В 60 проц. входят 6-7 предметов (по выбору ученика), изучать которые нужно обязательно.

Р.Р.Тажиев:

– Для интегрированного и базового уровней нормально 3-4 часа в неделю. Профильный уровень – не менее 5 часов. Но сколько именно, в соответствии с редакцией Закона «Об образовании», школа решает сама. Именно школа разрабатывает и утверждает свою образовательную программу и учебный план.

– Риф Рахимович, не всякий ребёнок может сделать правильный выбор…

– Допускается изменение профиля. Если же дети в конце 9 класса не могут сделать личностный выбор, ответственность лежит на семье.

– Увы, многие современные родители не отличаются особой ответственностью… Инна Михайловна, напомните ещё раз, какие предметы по новому стандарту входят в общий учебный план.

– По новому стандарту в учебный план войдут обязательные предметы: Россия в мире – 2 часа в неделю, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) – 2 часа в неделю; физкультура – 3 часа в неделю. Также туда войдут учебные предметы, курсы из указанных ниже предметных областей: русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература); иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык); общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право); математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика); естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология); курсы по выбору (искусство или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

– Чем обеспечивается реализация задач обязательной части учебного плана?

– Она обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) – на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне.

Автор: (19 Апр 2011). Рубрика: Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти