Пасха: время расцвета весны

Совместное проживание на протяжении нескольких столетий в Башкортостане восточнославянских, тюркских, финноугорских и других народов способствовало формированию общей празднично-обрядовой культуры. Пасха, возникшая в среде русских и других православных народов как «праздник Светлого Христова Воскресения», «праздник победы над смертью», всегда воспринималась прежде всего как время расцвета весны, пробуждения жизни, аналогично тому, как осмысливается Науруз-байрам у башкир, татар и других тюркоязычных народов.

Пасха характеризуется особенным состоянием, когда границы между реальным и потусторонним мирами становятся прозрачными. Крестьяне верили, что накануне праздника, после захода солнца, опасно выходить во двор, на улицу, так как там ходят черти, оборотни, а с наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому умерший в этот день обязательно попадал в рай, каким бы грешником он ни был. В народе с древних времён считается, что в Светлое Христово Воскресение вся природа ликует, а солнышко радуется, «играет», «скачет».

Верующие основательно готовились к встрече праздника. Уборка помещений начиналась в Чистый четверг: «если в этот день всё прибрать и помыть детей, то весь год в доме не будет грязи». Хозяйки наводили порядок в доме, белили, мыли, особое внимание при этом уделяли окнам («окна на Пасху должны быть чистыми!») и постели. Мужчины чистили дворы и сараи, сжигали мусор. Хозяйство принимало праздничный вид.

В селе Кага Белорецкого района до настоящего времени сохранился давний обычай – под Пасху жечь костры («логуны»): «На Пасху яички красят, ребятишки с мешком идут христосоваться. Обязательно жгуть логуны ребятишки, мужчины. Сначину это ведётся. Всю ночь сидять и жгуть». По поверьям, русские жгут костры – «свои грехи сжигают».

В пасхальную ночь в храме звучит песнопение «Христос Воскресе…» – тропарь Пасхи, радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей. Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в церковных богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. По обычаю, после окончания пасхальной службы все «христосуются» – трижды целуют друг друга в щёку со словами «Христос Воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!».

После всенощной службы в доме начиналось праздничное угощение. Обязательной принадлежностью пасхального стола были освящённые в церкви яйца и куличи, кое-где творожная пасха. Чаще всего яйца красили луковой шелухой, потому что это, как говорили старики, «убивает микробов». Сегодня торговля предлагает множество наклеек для пасхальных яиц. Священники рекомендуют использовать для украшения яиц картинки без религиозной символики – пейзажи, птицы, цветы, различные орнаменты, так как после использования наклейки выбрасываются в мусор, а рисунки с изображением церквей, ликов святых, креста следует не выбрасывать, а сжигать.

В Башкортостане красят яйца не только православные христиане, но и мусульмане – башкиры, татары, не придавая этому занятию магического смысла, а из чувства солидарности со своими православными соседями. Пасхальные яйца раздают коллегам на работе, соседям, друзьям независимо от вероисповедания.

В пятницу (Великий пяток) положено печь куличи и пасху. Сейчас куличи чаще покупают – как сельчане, так и горожане, в том числе башкиры и татары. Иногда куличи пекут в домашних условиях, а украшают с помощью разноцветных сладостей, которые по случаю Пасхи продаются в магазинах.

Пасхальную трапезу раньше начинал старший в семье, обычно отец. Когда вся семья собиралась за столом, отец-хозяин клал яйцо на божницу и молился в голос. Завершавшее молитву «Аминь!» домашние повторяли хором, затем все садились, хозяин собственноручно очищал первое пасхальное яйцо, разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого так же распределялись кулич и другие угощения. В этот день в деревнях дома прихожан обходили крестным ходом священники в сопровождении причта и «богоносов» – крестьян с церковными иконами и крестами в руках.

С давних пор на Пасху соседи ходят друг к другу в гости со словами: «Христос Воскресе!». В ответ слышится: «Воистину Воскресе!». Традиция христосоваться сохранилась, несмотря на преследования церкви властью, в советский период истории, и до наших дней. А прихода гостей в этот день ждут представители разных национальностей, включая башкир и татар. Они с удовольствием принимают участие в пасхальном обряде.

Приближение Пасхи в русских селениях Башкортостана всегда было особенно радостно для детей. В последние годы рано утром в пасхальное воскресенье группы детей идут по домам христосоваться. Интересно то, что и здесь участвуют дети разных национальностей и разных возрастов – от 3-х до 10–12 лет. По воспоминаниям жителей сёл Нефороща и Байдаковка Альшеевского района, несколько лет назад количество детей, ходивших по домам, достигало полусотни человек.

На следующий день начинались молодёжные гулянья-игрища. Празднично одетая молодёжь собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. В деревне Уваровка Гафурийского района качели ставили посреди улицы на всю пасхальную неделю. Возле качелей назначались свидания, проходили «смотры невест». Традиционные «ярмарки невест» у качелей проходили в сёлах Авзян и Узян Белорецкого района: «На Пасху ходили матери на кащели, присматривали своим сыновьям невест».

Нередко с этого дня начинались девичьи хороводы. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, парни и мужики соревновались в различных играх: играли в лапту, городки и другие игры, остальные жители деревни приходили посмотреть. Любимыми играми детворы и молодёжи были «Горелки», «Верёвочка», «Ручеёк».

Было принято посещать родственников и знакомых в других деревнях, угощаться, петь застольные песни. В некоторых деревнях к этому дню приурочивались шумные и весёлые ярмарки.

Почти везде на Руси было принято «катать яйца». В Башкирии также существует такой обычай. В первое воскресенье после Пасхи, на Красную горку, молодые девушки ходили на горку катать с неё крашеные яйца, после чего происходила совместная трапеза. Вот как описывает игру жительница села Петровское Ишимбайского района А.Д.Гагарина: «Собирались на пригорке, сдирали с дерева лубок, из него делали желобок с ложбинкой посредине. Несколько человек ставили яйца кучкой на расстоянии 5–10 см друг от друга. По очереди играющие по желобку скатывали яйцо или мяч, сделанный из коровьих и лошадиных волос. Необходимо было этим яйцом задеть одно из яиц, лежащее в кучке. Игра – наподобие бильярда, призом были выбитые яйца. Кому больше повезёт – больше яиц домой унесёт».

Пасха является одной из важнейших дат поминовения умерших. С одной стороны, это связано с церковной идеей смерти и воскресения Христа, а с другой стороны, соотносится с языческими представлениями славян, согласно которым любой цикл обрядов, нацеленный на предопределение благополучия и урожая, связан с поминовением предков как подателей благ. И потому на Фоминой неделе, через неделю после Пасхи, на могилах своих близких «христосовались» с мёртвыми. Выкладывали на могилу еду, трижды посыпали зерном или крупой, по периметру «обкатывали» крашеным яйцом, а затем его разбивали и крошили, чтобы скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога. Оплакивали покойника. Затем на земле расстилали скатерти, выкладывали принесённую еду для поминальной трапезы: крашеные яйца, куличи, пасхи, блины, мёд или сыту, кутью, пироги. Каждый стремился угостить всех участников поминального обеда. По окончании трапезы несъеденную пищу оставляли на могилах.

В наши дни обряд поминовения усопших гораздо проще, чем был раньше, но массовые посещения могил остаются традиционными. Люди разных национальностей приходят на могилы предков, приводят их в порядок, убирают мусор, поправляют могильный холмик, обновляют надписи на плитах, приносят цветы, раскладывают конфеты, печенье, молятся и поминают усопших.

Пасха и сегодня остаётся одним из любимых праздников русского населения нашей республики, который включает уборку помещений, ритуальную еду, ритуальные игры, молодёжные гулянья с гармошкой и песнями, катания на качелях, посещение родственников и соседей, поминовение усопших. Но в многоэтничном и многоконфессиональном Башкортостане Пасха стала общенародным праздником, в котором принимают участие все населяющие его народы.

С.ГАРЕЕВА,

преподаватель истории

Автор: (19 Апр 2011). Рубрика: Культура, Статьи. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти