Реставратор

Одни собирают марки, другие – монеты, третьи – бабочек. А иные собирают старинные автомобили. Причём собирают в прямом смысле слова. Из старого хлама. А как иначе назвать старый, полувековой давности автомобиль? Так вот: люди превращают этот самый хлам в эксклюзив, от которого даже инспектора ГИБДД на дороге впадают в ступор и провожают широко раскрытыми глазами. Разве что честь не отдают.

Любителей старинных авто в нашем городе можно пересчитать по пальцам одной руки. Неудивительно: такие увлечения – удовольствие не из дешёвых. Но дело даже не в финансовой стороне. Не каждый, даже если у него денег немерено, может позволить себе старинный автомобиль.

Ранас Флюрович Юсупов не олигарх и даже не миллионер. Просто у него золотые руки. Он владелец собственного автосервиса, а «для души» собирает старинные авто. Вернее, он один из немногих мастеров в нашем городе, к которым обращаются за ремонтом раритетов на колёсах.

Ни в одном ПТУ не учат собирать старинные авто…

Начинал Ранас свою трудовую деятельность обычным киповцем на заводе. И остаться бы ему неприметным работягой, если бы не перестройка и лихие девяностые. В постперестроечное время с работой на заводе стало туго: ни денег, ни жилья, ни перспектив… Не от хорошей жизни подался в ремонтники в государственный автосервис, хотя автомобилем увлекался с детства: ремонтировал старую отцовскую «копейку». Со временем открыл свой автосервис.

Случай свёл его с Радиком Галимзяновым. Этот известный в городе музыкант питает жгучую страсть к старинным автомобилям, его «Победы» рассекают по улицам в дни различных праздников. Так вот, именно Ранас Флюрович сделал Радику его первую знаменитую красную «Победу».

«Сделал» – сказано не для красного словца. С двигателем и ходовой разобрались быстро. А вот с задним крылом возникла проблема. Владелец автомобиля долго и безуспешно искал крыло, наконец, мастер не вытерпел: взял кусок жести, вырезал и, как скульптор-чеканщик, собственноручно «отстучал» молотком крыло! Я видел эту машину: если бы не сказали, что крыло «самопальное» – ни за что бы не догадался.

Сейчас делает ему «моргуновскую инвалидку». Помните, в фильме Гайдая: «Где этот чертов инвалид? – Ну, я инвалид!..». Остаётся только гадать, где он раскопал это чудо отечественного автопрома. Но, похоже, после того, как машина пройдёт через руки Юсупова, Радику и в «инвалдке» гаишники будут честь отдавать.

Для себя он сделал ГАЗ-21. Двадцать первые «Волги» – пока не слишком большая редкость. Но такой, как у него, больше ни у кого в городе нет. Корпус чёрный, как и положено авто представительского класса, с оленем на капоте. Весь играет на солнце хромированными деталями, салон белый, из натуральной кожи, диваны – от «Мерседеса». Словом, настоящая ВИП- машина.

– За сколько ты ее покупал?

– За тридцать.

– И в каком она тогда была состоянии?

– Серого цвета, покоцанная, пороги все испорчены сваркой. Пришлось заказывать новые. Двигатель перебрал… В общем, все делали сами с моими ребятами, от жестянки до покраски. Они у меня мастера – каждый на вес золота… Панель, правда, родная, радиоприёмник – тоже. Ещё передавал сообщение ТАСС о запуске Гагарина в космос.

– Сколько же ей лет?

– Шестидесятого года выпуска. Больше полувека старушке.

При этих словах даже завидно стало: «старушка» – моя сверстница, а выглядит, как невеста. Кстати, о невестах.

– А проигрыватель для компакт-дисков зачем пристроил? – кивнул я на японскую аппаратуру, скромно примостившуюся под радиоприёмником.

– Необходимость. Знакомые и друзья заказывают «тачку» на свадьбы. А какая свадьба без музыки! Кстати, оленя не было. Я его с другой машины снял.

– Ещё одну «Волгу», что ли, купил?

– Если честно, из-за этих вот деталей – оленя, хромированных полосок… – пришлось покупать пять старых «Волг». Брал битые, старые машины: какую за тридцать тысяч, какую за восемнадцать… И сделал одну «люксовую». Обошлась примерно в 320 тысяч, не считая работы…

Разумеется, не каждый день он рассекает на своём эксклюзиве. Да и автоинспектора то и дело тормозят из праздного любопытства (я бы на их месте тоже так делал). Заглядывают в салон, восхищённо цокают языками: «Вот это машина! Класс!..». И, козырнув, желают счастливого пути.

…Когда я готовил этот материал, вставил было витиеватую фразу об «антиквариате на колесах». Потом передумал. «Антиквариат» – это то, что не терпит вмешательства извне. А то, чем занимается Ранас Юсупов, скорее, работа реставратора.

Ведь он возвращает к жизни то, что было предметом мечты и зависти наших отцов и дедов. Старинные машины, пройдя через его золотые руки, превращаются в своего рода «машины времени», в которых чувствуешь себя так, будто вновь вернулся в детство. Когда автомобиль был роскошью, а прогулка на нём – целым событием. Впрочем, как и сейчас: покататься на таком раритете доводится не каждому.

Автор: (29 Апр 2011). Рубрика: Автоклуб. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти