Меняется отношение к отходам

В Южном отделении Торгово-промышленной палаты РБ при поддержке информационно-правового центра «Партнёр» и НИИ безопасности жизнедеятельности РБ прошёл семинар, темой которого стали изменения в законодательстве в области обращения с отходами. Основой семинара стали выступления ведущих специалистов НИИ перед представителями предприятий и экологами южной промышленной зоны республики. Кстати, три крупнейших в зоне предприятия-загрязнителя отказались от участия в семинаре, сославшись на несогласованность по поводу этого важнейшего мероприятия с владельцами. А в общем, семинар получился достаточно насыщенным и полезным.
Предлагаем интервью с директором ГУП НИИ безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан доктором химических наук Ф.Ф.Хизбуллиным – одним из участников семинара
.

– Фаиз Фарвазович, от кого сейчас зависит наше экологическое благополучие?
– Успешное решение экологических проблем возможно только при условии консолидированных действий государства, бизнеса и общества. В этом деле не обойтись и без компетентной и конструктивной деятельности неправительственных организаций и общественных объединений, средств массовой информации. Весь интеллектуальный и практический потенциал, опыт взаимодействия с населением, органами власти и бизнеса необходимо использовать. Не случайно при поддержке высшего экологического совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы РФ создан Национальный союз организаций в области обращения с отходами производства и потребления. Цель Национального союза – стать основной координирующей структурой в отрасли, занимающейся отходами производства и потребления, оказывать содействие развитию и укреплению организаций, работающих в данной сфере. Одна из главнейших задач – наладить систему саморегулирования в отрасли, координировать взаимодействие органов государственной власти и бизнес-сообщества, оказывать информационную и административную поддержку.
– О каких изменениях в законодательстве идёт речь?
– 9 сентября 2010 года Государственная дума в первом чтении рассмотрела законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Ресурсосберегающая политика производителей в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться государственным регулированием на основе экономических механизмов, когда производителю выгодно не только производить конечные продукты, но и сохранять благоприятную окружающую среду. Новый проект ФЗ преследует две основные цели.

Во-первых, это уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

во-вторых, создание механизма аккумулирования и целевого расходования средств и платежей за размещение отходов.


Нужно отметить, что проблем в этой области скопилось немало. Это отсутствие единой системы утилизации отходов. Система утилизации подменяется в нашей стране захоронением отходов на полигонах и свалках. Также вследствие этого и по ряду иных причин предприятия просто экономически не заинтересованы в сокращении объёма производимых отходов. Очевидно, что гораздо легче сбросить отходы на свалку, нежели нести ответственность за их переработку. Помимо этого проблемным моментом является отсутствие отходоперерабатывающей отрасли с достаточными мощностями. По этой причине вопрос об экономическом стимулировании утилизации является крайне важным для всех структур и ведомств, решающих вопросы экологической безопасности России.
Другая сторона проблемы заключается в том, что существующие меры экономического стимулирования переработки отходов недостаточны и не применяются на практике. Основная сложность состоит в том, что проблемы распределения полномочий между государственным и муниципальным уровнями сводятся к тому, что никто не отвечает за утилизацию отходов. Большая часть функций, согласно новому законопроекту, переходит от муниципалитетов к регионам – им же будет отводиться, как планируется, 45 проц. средств.
Согласно новому законопроекту, планируется ввести также льготы по земельному налогу и арендным платежам за землю, используемую предприятиями по переработке и обезвреживанию отходов.


Производитель может передать ответственность индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на утилизацию и соответствующие объекты инженерной инфраструктуры. Словом, разработчики законопроекта предусмотрели возможность для каждого производителя тем или иным способом нести ответственность за утилизацию своей продукции.
По проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» также ожидаются изменения в ряде федеральных законов. Изменения прежде всего коснутся создания правовых, экономических и организационных основ системы экологического нормирования, позволяющих реально снизить негативное воздействие на окружающую среду. В рамках создания системы стимулов для снижения негативного воздействия и перехода на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий (НДТ) должны быть внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и другие нормативно-правовые акты.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» пополнится пунктом о реестре наилучших доступных технологий (ст.29). Реестр должен представлять собой систематизированный свод сведений о технологиях, сгруппированных по областям применения. Область применения будет определяться по 6 тысячам наименований товарной продукции. Правительство РФ в срок до 1 января 2014 г. должно обеспечить (по законопроекту) издание нормативных правовых актов, необходимых для ведения реестра НДТ, и только после этого начнётся формирование самого реестра. В него могут входить сразу несколько технологий по одному наименованию продукции, они могут относиться как к целому производству, так и к отдельному узлу или оборудованию, используемому на предприятии.
Принцип применения НДТ, который действует в большинстве цивилизованных стран, предусматривает переход на нормирование негативного воздействия на окружающую среду на базе технологий, отвечающих последним экономически доступным достижениям науки в целях минимизации такого воздействия. Данный подход позволяет не просто понуждать предприятия к строительству очистных сооружений, а создавать предпосылки для инновационной модернизации российской экономики.


– То есть грядут глобальные изменения в области охраны окружающей среды?
– Модернизация предусматривает как замену старого газо- и водоочистного оборудования на новое, так и в ряде случаев замену основного оборудования и изменение всего технологического процесса производства. Данное направление весьма затратно, и для стимулирования перехода на НДТ предполагается ввести беспроцентное кредитование и зачёт средств, потраченных на модернизацию, то есть предприятие само сможет уменьшать свои платежи за негативное воздействие на окружающую среду (которые планируется увеличить в десятки раз) на сумму затрат по внедрению природоохранных мероприятий.
В целях стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению НДТ при исчислении размера экологических платежей будут применяться повышающие коэффициенты – 25 и 100. Эти коэффициенты будут начисляться за фактические массы или объёмы загрязняющих веществ, превышающие задекларированные, а также за утверждённые нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ и (или) технологические нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ после окончания периода внедрения НДТ (коэффициент 100 будет применяться с 1 января 2016 г., до этого применяется коэффициент 25).
Планируются изменения и в выдаче разрешительной документации. Все объекты хозяйственной деятельности делятся на три категории: первая – экологически особо опасные объекты, вторая – объекты с умеренным уровнем воздействия на окружающую среду и третья – объекты с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду. Предприятия второй и третьей категорий будут представлять декларации о воздействии на окружающую среду, для предприятий первой категории устанавливается выдача комплексных разрешений.
Государственная поддержка хозяйствующим субъектам будет оказываться при проведении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
– Спасибо за беседу.

КОНТРОЛЬ УЖЕСТОЧИТСЯ?

Конечно, однозначного мнения по поводу изменения законодательства в области обращения с отходами пока нет. Это показал наш небольшой опрос, проведённый после семинара.
Лариса Петровна Саляхова, начальник отдела охраны природы ОАО «СНХЗ»:
– Впечатления от семинара очень хорошие. Особенно полезен он предприятиям малого и среднего бизнеса. В будущем для предприятий федерального значения желательно приглашать представителей организаций и госорганов, которые нас инспектируют. Ведь законодательство меняется очень быстро, и мы должны своевременно реагировать на все изменения.
Светлана Владимировна Ганеева, инженер по охране окружающей среды ЗАО «Сырьевая компания»:
– Будет вестись новый кадастр. Мы всё уже заполнили, и тут появляются новые пояснения, дополнительные коды. Пока непонятно, для чего они. И вообще ещё большой вопрос, благо ли для предприятий – изменения законодательства в области обращения с отходами. Механизмы действия нового законодательства неясны. То есть законы рождаются без подзаконных актов.
Надежда Васильевна Макушева, инженер отдела экологии ОАО «Каустик»:
– Семинар полезен в плане того, что мы узнали, какие правовые акты планируется принять в сфере экологии. Нам это пригодится в формировании своей отчётности.
Думаю, что изменения в экологическом законодательстве в какой-то степени будут полезны. Но в основном они направлены против предприятий. Учитывая политику Росприроднадзора, мы предчувствуем увеличение платежей и ужесточение контроля.

Автор: (26 мая 2011). Рубрика: Главное, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти