Время действовать?

Открытый всероссийский драматургический конкурс «Действующие лица» в этом году подводил итоги в восьмой раз. Событие это, на котором я имел честь присутствовать в качестве одного из участников конкурса, получилось не особо шумным и пышным. Но зато для присутствовавших там драматургов, режиссёров, театроведов и других людей, профессионально занимающихся театром, это был очередной повод обсудить состояние современной российской драмы и попытаться обозначить её дальнейшие перспективы. Разговор получился очень интересным, но прежде чем перейти к его сути, скажу пару слов о самом конкурсе.
Впервые он был организован в 2003 году по инициативе известного драматурга Михаила Угарова и художественного руководителя Московского театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза.
Нужно сказать, что к началу нулевых в театральном сообществе сложилось устойчивое мнение, что современная русская драма находится почти что при смерти, приличные драматурги выродились и творения нынешних литераторов, пишущих для театра, не выдерживают никакой критики.
Конкурс «Действующие лица» был задуман как раз для того, чтобы это заблуждение опровергнуть. И спустя восемь лет, можно с уверенностью утверждать, что это удалось.
Каждый год на конкурс присылалось несколько сотен пьес! В 2010 году, например, их было около 250, причём не только из всех уголков России и русскоговорящих стран СНГ типа Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д., но и из дальнего зарубежья: Германии, США, Израиля, Франции.

Членами жюри «Действующих лиц» были такие мэтры российского театра, как Олег Табаков, Галина Волчек, Альберт Филозов, Александр Галибин – всех просто невозможно перечислить. Но главное достижение конкурса – это, конечно, десятки весьма качественных пьес, многие из которых добрались до сцен театров, и вновь открытые имена драматургов.
Как сказал на предшествующей церемонии награждения пресс-конференции Иосиф Райхельгауз, теперь уже считается неприличным говорить, что современной драмы в России нет.
Пьесы, написанные на разные темы, о дне сегодняшнем и о событиях, произошедших много лет назад, абсурдистские, реалистические, комедийные, трагедийные, фарсовые – всё можно обнаружить в шорт-листах «Действующих лиц» последних лет. Важно и то, что, будучи представленными на сцене, эти тексты для театра вызывают неподдельный интерес у зрителей, заставляя их думать, переживать и в жестоких спорах обсуждать увиденные спектакли. Наверное, в этом и заключается главное призвание настоящего театра.
Правда, замечу от себя, что в большей степени современные пьесы обретают своё сценическое воплощение на сценах театров, прописанных в столицах – Москве и Питере, и отчасти в некоторых других крупных мегаполисах с театральной репутацией вроде Екатеринбурга и Омска. В более глубокой провинции новая драма появляется не так часто. Режиссёры из глубинки всё же большей частью предпочитают произведения, давно опробованные, объясняя это тем, что экспериментальные постановки маленьким театрам просто не по карману, поскольку есть большой риск их неприятия «среднестатистическим» зрителем. Может быть, в их словах и есть свой резон, но без движения вперёд, без освоения новых, современных сценических текстов театр может превратиться из живого организма в некий музейный экспонат с табличкой «руками не трогать».


А насчёт коммерческой неоправданности современной драмы можно поспорить – примеров успешных хотя бы с точки зрения критиков и притом вполне кассовых спектаклей предостаточно. (Замечу, что провальных постановок по произведениям драматургов-классиков тоже немало). Да и для того, чтобы опробовать какой-то современный текст на сцене в формате лабораторной, эскизной постановки, финансовых вложений нужно совсем немного. Тут важно желание. Например, на финале тех же «Действующих лиц-2010» зрителям были показаны отрывки из всех десяти пьес, вышедших в шорт-лист конкурса.
Устроены они были за довольно короткий срок – полторы, две недели – студентами старших курсов театральных вузов столицы. Они, таким образом, получили возможность показать перед весьма представительной аудиторией свои режиссёрские и актёрские навыки, приобретённые за годы учёбы, а зрители смогли составить мнение о пьесах-победителях. Нужно сказать, что некоторые отрывки действительно впечатляли и заслужили долгие аплодисменты публики. Эти эскизы можно назвать яркими заявками на полноценную театральную постановку.
Так или иначе драматурги своё слово сказали – теперь время действовать директорам и художественным руководителям театров.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (20 мая 2011). Рубрика: Культура, Статьи. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти