Берёза – символ Троицы

береза

Своеобразными формами передачи и утверждения нравственных и духовных, эстетических и культурных ценностей являются народные праздники Семик (в четверг) и Троица (в воскресенье) на седьмой неделе после Пасхи.
Семик в прошлом входил в единый весенний цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. Именно в Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, которая совершалась в Троицу, при этом пели старинные песни. Обрядовой пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц, сделанные «на урожай».

лентами украшали березу

В Семик девушки ходили в лес, собирали цветы, лентами украшали берёзу, плели венки из берёзовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку, гадая о своей будущей жизни. Вечером они устраивали вместе с парнями на берегу речки гулянье до поздней ночи.
Семик был посвящён началу расцвета природных сил и отмечался в период появления зелёной растительности, созревания ржи, посева ячменя, льна, конопли, посадки овощей. Крестьяне совершали различные ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи. Многие обряды на Троицу были связаны с ритуальной берёзкой, которая у славян считалась одним из наиболее почитаемых деревьев. В мифопоэтическом творчестве берёза выступает как мировое дерево, которое является центром мироздания, универсальной моделью вселенной. Обрядовые действия с растениями прослеживаются в культуре русских, украинцев и других народов Башкортостана. На девичник подруги собирались у невесты и украшали ствол «репья», «гольца», оборачивали его цветной бумагой, тканью, лентами, на ветки привязывали яркие тряпочки, украшали конфетами, в конфетные бумажки также заворачивали хлеб, картошку, соль.
Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым причисляли умерших «не своей» смертью (скоропостижной, насильственной), без покаяния. По христианской традиции их не отпевали в храмах, погребали без церковного благословения и лишали поминовения. Считалось, что в дни перед Троицей «заложные», которые были в услужении у нечистой силы, особенно активизировались. Их называли «русалками», а обряд по их усмирению в ряде районов Башкортостана назывался «гонять русалок»: группы ряженых в вывернутых шубах ходили по домам с шумом, весельем и песнями. Обряд имел предохранительную цель, он должен был помочь оградить живых от губительного влияния мёртвых, потому что «мёртвый обязательно потянет кого-то за собой», «покойник может забрать». Народ верил, что души покойников приходят домой на Троицу и прячутся в зелени.
На Троицу во всех храмах Уфимской губернии проходили торжественные богослужения. В народе же проводили обряд «развивания» берёзки; для этого срубали наряженное в Семик дерево, несли в село, иногда изменив свой облик путём смены одежды, водили вокруг него хороводы.

девушки гадали

Много гадали, играли. Ритуальное переодевание участников обряда зафиксировано, по данным Архива РГО, в районе Уфы: девушка, несущая после совершения троицких обрядов берёзку в деревню, была одета в мужское платье.
На Троицу было принято украшать внутреннюю и внешнюю части дома и надворные постройки берёзовыми ветвями. Многие вспоминают, как на Троицу они берёзовыми веточками рядили сарай, а пол в доме застилали свежескошенной травой. В помещении появлялся сладкий аромат лесной свежести. Держали траву три дня, затем ею кормили скот. Считалось большим грехом не украсить избу.

девушки водили хороводы

Практически в каждом селе на Троицу женщины и девушки водили хороводы, а мужчины и дети играли в лапту.

плетение венков

Троица в памяти сельчан ассоциируется и с плетением венков (повсеместно до 1940-х годов). Говорили также: «вязали венки», «вили венки», «свивали венки». Затем венки надевали на голову и группами ходили по улицам деревни с песнями.
На Троицу традиционно в селениях Башкортостана делали качели. Молодёжь устраивала вечерние гулянья на улицах, на окраинах и в клубах. Девушки наряжались: «Лучшие свои платья надевали, с крылышками, в горошек, на ноги обували магазинные «баретки» типа тапочек, сшитые из светлой прорезиненной ткани, их специально натирали разведённым зубным порошком, чтобы они были ещё белоснежнее». Парни, шествуя по деревне и собирая группы молодёжи, играли на гармошках. В некоторых сёлах в клубах собирались не только русские парни и девушки, но и башкиры, каждый играл на своих и общих музыкальных инструментах, русские – на гармонике и балалайке, а башкиры – на гармони и курае.
На другой день – Духов день – в храмах проводили литургию и богослужения, праздничный молебен. На второй и третий дни Троицы (понедельник и вторник) в горно-заводских сёлах Ломовка, Узян, Кага, Верхний и Нижний Авзян проводился праздник «сипенька». Считалось, что в этот период земля – именинница и её нельзя беспокоить: сажать картошку, готовить пашню, даже травку сорвать. Работать было запрещено, «иначе гром может убить» или случится неурожай. На второй день гуляли незамужние девчата и парни (девичья «сипенька»), на третий день – женщины и мужчины (бабья «сипенька»). В этот день вновь проходили поминальные обряды в честь «заложных» покойников, в которых мы встречаем свист на могилах с целью отпугивания нечистой силы.
Праздник проходил за воротами, на улице или на природе, на полянке (максимальное слияние с природой), но не в доме, «чтобы ничего душу не тянуло». Выносили два стола и выставляли «у кого что есть» – картошку, мясо, грибы, хлеб, пироги, булочки, вино, самогон, а главное – в чашках запечённые яйца с молоком.
Во вторник также чистили рубленые колодцы в направлении вверх по речке, освежая воду, затем наряжались: «шубы навыворот, штаны худые», вешали берестовый кузов и собирали яйца на стол для яичницы. Делали «сипеньку-яичницу». Приглашали гармониста, плясали, играли и веселились. Гулянья продолжались до утра. Местные жители название праздника объясняют так: «Сипенька — значит гульба»; «Выпьют вина, а после этого поют, да только тут не пение, а сипение получается»; «Сипенька» вроде как от «сипеть», песню петь». Так вот собирались и говорили, например: «Ну чё, Нюр, сипеть-то будем?». «На Троицу молодёжь сипит, потом сипят старики и все прочие». Название праздника могло быть связано с сиплым звуком музыкального инструмента – свистульки, который в названных селениях делали горшечники из обожжённой глины в виде птички с дырками, покрывали лаком. Инструменты изготавливали также из тростника, травы ванюка, растущей на болотах, и молодой липы. Однако на празднике играли не на свистульках, а на гитарах, балалайках и гармонях.
В последние десятилетия семицко-троицкие обряды забыты. Но в русских селениях Башкортостана в эти дни традиционно освящают букетики цветов и украшают цветами дома. В ряде районов Троица проводится как народный праздник по сценариям работников культуры. На фоне природы девушки и женщины в национальных костюмах под звуки гармоники водят хороводы, поют специально разученные песни, величают берёзку, красоту природы и бытия. Значит, жизненная сила этнокультурных традиций будет и дальше объединять людей друг с другом и с родной землёй.
С.ГАРЕЕВА

Автор: (8 Июн 2011). Рубрика: История, Статьи. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти