Будет ли у храма второй век?

В течение восьми лет храм постепенно разрушался, а затем его взорвали

Судьба собора во имя Казанской иконы Божией Матери, в годы лихолетья разрушенного и разграбленного в нашем городе, продолжает будоражить души и сердца стерлитамаковцев. Многие горят желанием восстановить всем миром поруганную святыню на прежнем историческом месте, другие высказывают иную точку зрения.

СОБОР И ЛЮДИ
Прежде, чем говорить о дне сегодняшнем, думаю, необходимо обратиться к истории строительства Казанского собора. Идея о том, что в Стерлитамаке на месте сгоревшей в 1834 году деревянной церкви необходимо поставить православную каменную церковь, витала в воздухе с 1836 года. Наконец, 30 июня 1837 года от Стерлитамакского благочинного протоиерея Базилевского в Святейший правительствующий синод поступило донесение о том, что 19 июня 1837 года в Стерлитамаке был заложен каменный собор.
Попечителем строительства за «хорошее поведение и полное христианской религии усердие» был избран стерлитамакский купец третьей гильдии Василий Николаевич Коновалов. Сбор денег вёл губернский секретарь Константин Иокинович Щеглов. Собор возводился на средства, собранные горожанами, и пожертвования купцов Владимирцева, Сухорукова и Еселева, завещавшего городу 25 тыс.руб. ассигнациями.

Собор Казанской Божией Матери был построен в стиле классицизма и являлся украшение Стерлитамака

Храм строили на века, кладка стен осуществлялась только в тёплое время года. Освящение собора состоялось 26 октября 1850 года. Спустя восемь лет, 9 октября 1858 года, был утверждён проект постройки колокольни. В 1864 году строительные и отделочные работы были полностью завершены, и Казанский собор предстал перед народом во всём своём великолепии с пятью золочёными главами, увенчанными серебряными крестами, и четырёхколенной звонницей. Вход украшали шестиколонные портики. Собор был обнесён чугунной узорчатой оградой и прекрасно просматривался из любой точки города.
На средства И.Ф.Базилевского, сына протоиерея Фёдора Ивановича Базилевского, был отлит двухсотпудовый колокол с надписью: «Жители города Стерлитамака! Памятуйте о фамилии Базилевских!». По воспоминаниям современников, звон этого колокола был слышен на много вёрст вокруг. Базилевский заказал в Академии художеств и иконостас для собора. Так икона «Положение во гроб» была выполнена известным художником Максимом Никифоровичем Воробьёвым, одна из работ которого – «Предел Голгофы» – хранится в Эрмитаже. Воробьёв был не только хорошим художником, но и наставником русских пейзажистов: в его классе занимались И.Шишкин и А.Боголюбов.
История Казанского собора связана с именами многих достойных, но, к сожалению, забытых людей. Это протоиерей Фёдор Иванович Базилевский, благочинный для надзора за церквями имени иконы Казанской Божией Матери в селах Табынск, Куганак, Усолка, Васильевка, Верхоторского, Воскресенского, Богоявленского заводов, так много сделавший для строительства Казанского собора. Поддерживая дух своих прихожан, Фёдор Иванович во время эпидемии холеры совершал крестные ходы, посещал больных, даже ездил в Табынск за чудотворной иконой. Во время эпидемии 1848 года Фёдора Ивановича не стало.
Внук протоиерея Ф.И.Базилевского Иван Петрович Бреев был одним из священников Казанского собора и преподавателем первого в городе двухклассного приходского училища, открытого в 1839 году.
Замечательным человеком был и соборный протоиерей Василий Никанорович Сперанский, много сделавший для развития народного образования в Белебее и Стерлитамаке. На свои средства он организовал первую инородческую школу, перевёл на марийский язык Евангелие. Сперанский заведовал тюремными часовнями в Белебее и Стерлитамаке, открыл первую в нашем городе женскую школу, которая содержалась на средства церкви. В школе преподавались Закон Божий, гражданская история, литература, грамматика, арифметика, рукоделие. Умер Сперанский в 1879 году. Среди настоятелей храма также были В.С.Красносельцев, М.И.Кречетов, П.В.Полозов.
Об одном из последних священников Казанского собора Петре Васильевиче Полозове сохранились скупые сведения: родился в 1888 году в деревне Рязановке Стерлитамакского уезда, после закрытия Казанского собора служил священником Тихвинской церкви, 13 августа 1937 года, будучи сторожем на складе горючего, был арестован и приговорён к высшей мере наказания.
В 1917 году причт собора состоял из двух протоиереев, двух священников и дьякона. В приходе насчитывалось 8728 человек.
Казанский собор постигла участь многих российских храмов. В 1929 году городское «Общество безбожников» развернуло кампанию по закрытию собора: собирались подписи горожан, требующих закрыть храм, говорилось о его несметных сокровищах, которые после закрытия будут пущены на «решение жилищного вопроса», готовился показательный процесс над церковным старостой и настоятелем.
16 августа 1929 года БЦИК принял постановление о закрытии собора и передаче его здания под клуб. С Казанского храма были спилены кресты, со звонницы сняты колокола. Один из них подобрали пожарные, и он чудом уцелел до наших дней. Из иконостаса делали рамы для окон.
В здании собора был устроен кинотеатр. А ровно через сто лет после начала строительства, в 1937 году, собор был снесён. От него не осталось ничего, кроме груды битого кирпича и нескольких фотографий.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
«Пишу вам не в первый раз и надеюсь, что мой вопрос задел не только меня. А дело вот в чём: духовенство и состоятельные люди нашего города решили возродить собор Казанской Божьей Матери, который находился на месте парка, бывшего парка имени Кирова. Я не против религии, но не таким же путём рушить всё, что уже создано. Ещё в 1937 году собор был разрушен. Прошло уже 74 года. Уже верующие не помнят и не знают, где он находился – на том месте, где раньше был летний театр, или там, где стоит фонтан. Но это неважно. Важно, что хотят разрушить парк.
По поводу парка я вам писала, и не один раз. Теперь, когда его осенью прошлого года до конца благоустроили, кто-то хочет всё снести и построить собор заново. Теперь новая задача – отобрать у людей место отдыха. Как приятно смотреть, как отдыхают тут жители! И дети всех возрастов крутятся около фонтана, и молодые люди гуляют с колясками по наконец-то заасфальтированным дорожкам, подростки катаются на велосипедах и роликовых коньках. Здесь сделали волейбольную площадку. Установили памятник участникам чернобыльской аварии. А сколько деревьев выросло, какая благодать в парке! И теперь что же, всё разрушить и после постройки собора обнести всё таким же забором, как в Татианинском храме?! И это в центре старого города?
Таких, как я, много. Просто нет времени собирать подписи, нужно действовать. В Стерлитамаке много мест, где можно построить собор. Хотя бы по улице Халтурина, где снесли семь двухэтажных домов; если мало места, можно до улицы К.Маркса построить всё, что захочешь. Ведь, вроде бы, духовенство должно радеть за народ, а тут получается наоборот. Какая разница, где находится храм, лишь бы у народа в душе была вера в небесные силы.
И уж раз я пишу письмо, ещё хочу задеть один вопрос: мы строим, разрушаем, а вот на то, что уже построено и очень нужно жителям Стерлитамака и их детям, внимания не обращаем. Это детская больница, которая находится на улице Нагуманова. Проезжая мимо на троллейбусе, я даже порадовалась, что там заменили окна на пластиковые. Но, оказывается, внутри как была, так и осталась разруха, капремонта уже лет 20 не было. Вот куда нужно вложить состоятельным людям деньги, чтобы преобразить больницу, в которой лечат наших детей.
А прежде, чем начинать строительство храма, нужно выяснить общественное мнение. И даже если тех, кто «за», будет большинство, это всё равно непорядок – зачем создавать, чтобы потом разрушать?! Или это делается в отместку за разрушенный собор, о котором уже мало кто помнит и знает?..
С уважением, Т.Козанская».
У ГОРОДА ЕСТЬ ШАНС ПОКАЯТЬСЯ
Прокомментировать письмо нашей читательницы мы попросили людей, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме.
– Пока ещё точно не определено место заложения фундамента, – пояснила газете Наталья Михайловна Винклер, исполняющая обязанности начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Стерлитамак. – Когда оно будет обнаружено, специалисты разработают проект планировки, который обязательно должен будет пройти через процедуру публичных слушаний. И с учётом общественного мнения будет принято окончательное решение.
У протоиерея отца Владимира (Залусского), настоятеля Казанского собора, сомнений в необходимости восстановления храма на прежнем месте нет никаких:
– Фундамент и закладной камень собора сохранены. Чудо состоит в том, что именно это место до сегодняшнего дня осталось незастроенным, хотя пытались многие. После проведения процедуры публичных слушаний должна будет состояться передача земли в церковное пользование, и тогда уже можно начинать строительство православного Казанского собора. Это будет актом восстановления исторической справедливости. Городом таким образом будет принесено покаяние, а поруганная святыня вновь восстанет из небытия нашими общими усилиями.
Планы у попечительского совета большие, но в этом году речь может идти только о восстановлении фундамента колокольни и собора. Следующей осенью ожидается приезд в Стерлитамак Патриарха всея Руси Кирилла, и мы хотели бы представить ему фронт начавшихся работ по восстановлению храма.
Если же собор, как предлагают некоторые горожане, строить в любом другом месте, то ни о каком восстановлении порушенной святыни тут и речи быть не может. Это будет просто строительство нового храма. Православные христиане во главе с Архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном уже несколько лет добиваются не просто возведения, а возрождения Казанского собора. И я верю, что это произойдёт.
Автор: (29 Июн 2011). Рубрика: История, Крупным планом. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти