5 октября – Международный день учителя

В российских школах в сентябре отмечают День знаний, а в октябре – День учителя. Эти два праздника характеризуют две стороны педагогической деятельности.
Мы привыкли считать, что главная роль учителя – снабжать учеников знаниями. Но, как оказалось, ученики согласны брать их не у каждого учителя. Любимый и уважаемый педагог не только обучает математике, литературе или, например, химии, он влияет на мировоззрение ученика, может изменить его взгляды на жизнь, характер, стиль поведения. День учителя – это признание обществом и государством значимости педагогического труда в целом и личности учителя в частности.

ПОЧЕМУ Я СТАЛА УЧИТЕЛЕМ?

Заместитель директора гимназии N 4 Ирина Владимировна Шаменкова – не только любимый преподаватель, но и очень уважаемый человек.

– Ирина Владимировна замечательный рассказчик. Слушала бы её и слушала, –говорит Женя Сесько.

– Она делает наши дни яркими, – вторит Жене Арина Орешникова.

– Думаю, мы её никогда не забудем. Многие советы нашей Ирины Владимировны помогали найти верное решение, а её одобрение поддерживало уверенность в собственных силах. Это порой бывает так необходимо, – признаётся Ксения Громова.

По словам этих восьмиклассниц, им сначала очень понравилась сама Ирина Владимировна и только потом русский язык и литература, которые она преподавала.

Задаю Ирине Владимировне традиционный вопрос, почему она выбрала профессию учителя.

– Я много размышляла над тем, почему люди выбирают ту или иную профессию. Наверное, скажу банальную вещь, но, пожалуй, все простые истины банальны. Очень многое и в выборе профессии, и в том, как сложится наша судьба, играет окружение: семья, друзья и особенно первый учитель.

Я училась в школе N 10. Моя первая учительница Светлана Павловна Колупаева совершенно искренне любила каждого из нас. Мы это хорошо чувствовали. Детей ведь не обманешь: они каким-то образом умеют отличить наигранное чувство от подлинного. Светлана Павловна оставалась с нами после уроков, умела понять, приласкать, поговорить, утешить, помочь.

Наши родители уважали её, а мы просто обожали. Когда я играла в школу, то подражала ей во всём.

Есть расхожее мнение, что учителям начальных классов легче, чем преподавателям старшеклассников.

У последних и предметы сложнее, и ответственности больше – одна подготовка к ЕГЭ чего стоит! Однако учителя старших классов в большей мере отвечают за знания, а младших – за всё! То есть я хочу сказать, что наша Светлана Павловна не только учила нас читать, считать, писать, но и делала из нас людей. Сейчас моя первая учительница работает заместителем директора школы N 18. И до сих пор она мой наставник и в жизни, и в работе.

Тогда почему вы не стали учителем начальных классов?

– Я очень любила читать книги. Родители поощряли моё увлечение. У нас дома была большая библиотека, которая всё время пополнялась.

В ИНСТИТУТЕ МНЕ ПОВЕЗЛО С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

Ирина Владимировна считает себя везучим человеком. Говорит, что ей повезло со школой, повезло и с преподавателями в институте.

– С первых же дней, – вспоминает она, – меня буквально заворожил Валентин Айзикович Зарецкий. Его образная речь, огромная эрудиция и просто необыкновенная любовь к русской литературе. На лекции Валентин Айзикович приносил с собой большущий портфель, доставал оттуда книги с закладками. Но редко открывал их – всё цитировал наизусть. Он не был самоуверенным человеком, поэтому и носил портфель с книгами.

В.А.Зарецкий много давал нам, но и требовал много. И мы старались вовсю. Не потому, что боялись провалить экзамен – не хотелось огорчать любимого преподавателя.

А ещё мы искренне любили его ученицу – Альмиру Сабировну Акбашеву, которая преподавала нам литературу ХХ века. Как она рассказывала о Марине Цветаевой! После лекций Альмиры Сабировны я полюбила этого поэта на всю жизнь.

Опять влияние личности педагога?

– Ничего удивительного. Если человек нравится, изо всех сил стараешься походить на него. Даже внешне.

Удивительно, что Альмира Сабировна нисколько не изменилась за последнее время – та же улыбка, те же глаза. Привела к нам на практику студентов: «Вот вам мои студенты!». Доверила мне своих учеников! А у меня комок в горле…

ШКОЛА

В гимназии N 4 мне нравилось всё. Кроме того, мне опять повезло с наставником. В то время я делила кабинет литературы с очень хорошим преподавателем и замечательным человеком Ниной Михайловной Романовой, которая деликатно поправляла меня, когда что-то не получалось. И ненавязчиво учила, как нужно обращаться с детьми, готовиться к урокам и т.д. Давала советы, когда возникали острые ситуации.

Нина Михайловна – интеллигентный человек, во всём проявляла большой такт. Когда она появлялась в классе или в учительской, все сразу как-то менялись. Старались не разговаривать слишком громко, следили за речью и манерами. Замечательно, что такой человек работает в школе!

Это вы в смысле положительного примера?

– Положительный пример в данном случае – слишком узкое понятие. Нина Михайловна одним своим присутствием меняет людей, а ведь она к тому же ещё и литературу преподаёт!

– Наверное, всё-таки трудно было на первых порах?

– Нелегко. Сразу после института мне дали десятый гуманитарный класс – шесть часов литературы, за партами начитанные мальчики. Нужно было завоевать их доверие.

Литература – это всё-таки особый предмет, предполагающий духовную близость между учителем и учениками. Как её добиться? В моём случае помогла любовь к чтению хороших книг. Мы изучали классиков русской литературы, чередуя их с современными авторами.

Познакомились также с творчеством Высоцкого, Галича, Цоя. Когда мы обсуждали стихи этих поэтов, я радовалась, что преподаю в старших классах и мне так интересно общаться с юными благородными душами. Не то, что в среднем звене, где можно потерять квалификацию, повторяя одно и тоже из урока в урок. Как я тогда ошибалась! Мои начитанные мальчики, образно выражаясь, были результатом труда педагогов среднего звена. И нравились они мне не только начитанностью. Наши учителя стараются установить контакт с каждым учеником, развить его способности и помочь ему определиться в жизни.

Но самое, наверное, удивительное в нашей работе то, что особенно любишь не благополучных во всех отношениях отличников, а трудных, неуспевающих. Да, они требуют много времени, труда и нервов. Но зато когда такой мальчишка или девчонка начинает меняться в лучшую сторону, становишься по-настоящему счастливым человеком.

И это можно понять. Мы ценим только то, что нам дорого достаётся.

– А мне кажется, это радость художника, который сумел создать что-то стоящее и осознал это.

СЕМЬЯ

Не секрет, что многие учителя целыми днями пропадают в школе, и чада с домочадцами бывают очень этим недовольны. Но, похоже, Ирина Владимировна и тут сумела всё устроить наилучшим образом.

– Муж сначала бал недоволен, но со временем и его стали увлекать школьные дела, – рассказывает Ирина Владимировна. – Сейчас он интересуется, кем стали мои бывшие ученики, что мы изучаем на уроках литературы, как идёт подготовка к ЕГЭ и т.д. И никогда не откажет в помощи.

Настоящий учительский муж. А как у вас складываются отношения с сыном?

– Как у всех матерей – по-разному. Но меня очень радует, что наш Ромка очень любит чтение. Для него книга – лучший подарок. Только когда он начинает пересказывать рассказ или сказку, у него получается совсем другая история. Рома – большой выдумщик и переделывает текст по своему вкусу. А ещё он любит музыку. Однажды к нашему великому удивлению мальчик, пытаясь объяснить, что такое гармония, дал ей чёткое определение: гармония – это когда несколько человек встали и одинаково поют.

То есть и дома у вас полный порядок?

– А иначе учителю нельзя. У него всё должно быть в гармонии, всё на высоком уровне, ведь ученики стараются подражать ему, берут с него пример. Понимаете, какая на педагоге ответственность за судьбы детей, за их будущее.

Судя по вашим словам, Ирина Владимировна, вы счастливый человек?

– Если у человека есть горячо любимые родители, муж, сын, а также интересная работа, ученики и коллеги, которые его понимают, уважают и любят, разве его нельзя назвать счастливым?

Автор: (5 Окт 2011). Рубрика: Крупным планом, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий или обратную ссылку на эту запись




Ответить

*

Фотогалерея


Войти