Первоклассники учатся по государственным стандартам нового поколения

Ребятишки, которые пришли в первый класс в сентябре нынешнего года, учатся по государственным стандартам нового поколения – ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Для средних и старших классов ФГОС будут запускаться в работу по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации. Ранее в нескольких российских регионах в рамках эксперимента был введён новый образовательный стандарт для первого класса. По нему начали обучаться около 200 тысяч школьников в Новосибирской и Новгородской областях, Удмуртии, Адыгее, Приморском крае, в Москве и других городах России, в том числе и в Стерлитамаке: в гимназии N 1 (четыре первых класса) и школе N 12 (один класс).
Отношение к этому нововведению сложилось неоднозначное: одни приветствуют его, вторые ругают, третьи сомневаются, а четвёртые просто не знают, что это такое – новые стандарты.
За разъяснениями мы обратились к директору гимназии N 1 Рифу Рахимовичу Тажиеву.
ПОЧЕМУ ОНИ ПОЯВИЛИСЬ?
– Новые стандарты – это требование времени. Разрабатывая их, учёные опирались прежде всего на результаты эксперимента по введению профильного обучения.
Не приведёт ли увлечение профильным обучением к узкой специализации – физики не будут знать лирики, а лирики – физики?
– В новых стандартах всё предусмотрено, но об этом позже. Сейчас я хочу сказать следующее: ещё в советские времена многие педагоги-практики говорили, что детям, имеющим склонность, например, к филологии, точные науки необходимо преподавать иначе, чем ребятам с математическим складом ума. Но словами всё и заканчивалось! И, чтобы не попасть в отстающие, школьники были вынуждены больше заниматься трудными для них предметами, а не теми, к которым они чувствовали склонность. Самое обидное, что в дальнейшем приобретённые с таким напряжением знания оказывались ненужными. Часто как школа, так и родители ориентировали своих детей на один-два предмета, реально необходимых для поступления в вуз.
То есть внедрение профильного образования требовало новых стандартов?
– Совершенно верно. Новые стандарты образования дают возможность ученику выбрать те профилирующие предметы, которые отвечают его личным запросам, избавляя его от избыточной и ненужной ему деятельности. Но есть и другие причины появления ФГОС. В наше время информация обновляется с чудовищной быстротой, и объём знаний удваивается каждые 3-4 года. Понятно, что привычные методы обучения стали неэффективны. Поэтому в основу новых стандартов был положен системно-деятельностный подход.
Развивающее обучение?
– Да, это методика развивающего обучения. Её разрабатывали наши выдающиеся учёные Выгодский, Давыдов, Эльконин, Гальперин, Леонтьев и другие.
Исходя из этого, главной задачей современного школьного образования нужно считать формирование у ребёнка желания и умения овладевать новыми знаниями и видами дея-тельности, а также способности выстроить дальнейшую траекторию собственного образования.
ВЫБИРАЕМ ПРОФИЛЬ И ПРЕДМЕТЫ

В каком количестве и какие предметы теперь будут изучать в школе?
– Учитывая результаты эксперимента по введению профильного обучения, создатели ФГОС второго поколения предложили сократить число предметов до 9-10. По проекту стандарта старшей школы это обязательное количество. Каждый учащийся может выбрать предметы из шести предметных областей.
Пожалуйста, назовите эти области.
– Филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физическая культура и ОБЖ и ещё учебные предметы по выбору, которые может предложить школа. Не менее одного предмета можно выбрать из филологии, иностранных языков, математики и информатики, естественных наук. Не менее двух – из общественных наук, физкультуры и ОБЖ, учебных предметов по выбору. Кроме того, в учебном плане должно быть предусмотрено время на выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Все предметы названных областей отличаются ещё и глубиной изучения (это к вопросу о физиках и лириках), то есть подготовка будет вестись на разных уровнях – интегрированном, базовом и профильном.
Интегрированный курс даёт общее представление о данной области без углубления в детали. Базовый – систематическое изучение основ предмета, профильный – глубокое.
Но есть ещё и обязательные для всех предметы.
– Да. Это русский язык и литература, Россия в мире, физкультура и ОБЖ.
Прошёл слух, что только вышеназванные предметы останутся бесплатными. За остальное родителям придётся платить.
– Это неправда. Обучение у нас по-прежнему остаётся бесплатным. Его гарантируют Конституция и Закон «Об образовании».
Риф Рахимович, объясните на примерах, как выбираются предметная область и учебные предметы. Допустим, Марат проявил способности к точным наукам, что ему делать?

– Начнём с профилей. Их несколько: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический, социально-экономический и т.д. Выбор профиля влияет на выбор предметов и уровень их изучения.
Марат выбрал физико-математический профиль. Как уже говорилось, он должен изучить 9-10 предметов. Из них 3-4 профильных, не менее двух предметов по выбору плюс индивидуальный проект.
Предусматривается ли изучение, как мы привыкли говорить, родных языков?
– Наряду с русскими языком и литературой в филологической области находятся родной (нерусский) язык и литература. Если класс интернациональный, то в учебный план заложено изучение родного языка и литературы. И расписание должно быть составлено так, чтобы в то время, когда ребята, изучающие, например, татарский язык, отправились на занятия, остальные тоже не остались бы без дела.
Следует ли из вышесказанного, что изучение родных языков станет сугубо добровольным?
– Дело в том, что новые стандарты выстроены как общественный договор, в основу которого положены требования семьи, общества и государства. Ребёнок и его родители, учитывая мнение педагогов, вправе выбрать те предметы, которые соответствуют способностям, желанию и наметившейся перспективе школьника. Тем самым обеспечивается профилизация подготовки. Хочу ещё раз подчеркнуть, мнение родителей учитывается в обязательном порядке.
Когда намечается переход на новые стандарты?
– 2011-2012 г. – все первые классы; 2012-2013 г. – пятые классы, если будет готова школа; 2013-2014 г. – старшие классы, если будет готова школа.
Как понимать ваши слова: «Если будет готова школа»?

– Новые образовательные стандарты заработают, если в учебном заведении будут соответствующая современным требованиям материальная база, подготовленные педагогические кадры, сформирована информационно-образовательная среда. То есть, если будет в наличии весь учебно-методический комплекс – УМК. А с ним – беда. Просить родителей приобрести за свой счёт недостающее мы не имеем права. Закон «Об образовании» обязывает снабжать школьников бесплатными учебно-методическими комплексами. Но бюджет регионов не в состоянии это сделать.
Есть выход?
– Есть. Нужно изменить статью закона. И давать бесплатные учебники только детям из малообеспеченных семей.
И последний вопрос. Какие требования к учителю выдвигают новые стандарты?

выпускники гимназии № 1 во главе с директором Р.Тажиевым

– Современный педагог должен быть хорошо подготовлен к работе с семьёй, владеть новейшими образовательными технологиями, прекрасно разбираться в современном мире, ориентироваться в нём. Быть наставником для детей.
Автор: (27 Окт 2011). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “Первоклассники учатся по государственным стандартам нового поколения”

  1. Любовь

    Когда я училась в 9ом классе, то ходила на курсы для поступления в лицей при медакадемии, усиленно занималась химией и биологией, там я столкнулась с тем что такое медицина, и передумала, в первой половине10го класса я хотела поступать в высшую школу милиции, деала упор на Историю и физкультуру, во второй половине 10го класса я решила, что буду поступать на лингвиста, И решила что мне нужно как можно лучше учить английский. В начале 11класса, я решила что пойду на геологический и стала прорешивать задачи к поступлению в нефтегазовый ВУЗ, в итоге выиграла олимпиаду в городе по физике и меня пригласили в гос.университет на физический факультет! Вы же теперь лишаете детей ВЫБОРА!

  2. Вероника

    Учебники – только детям из малообеспеченных семей?! Интересно, а если это семья со среднем достатком? Тогда и им все эти учебники, рабочие тетради и прочее, прочее тоже будут бить по кошельку! Вряд ли родители на это согласятся…

Ответить

*

Фотогалерея


Войти