Состоялась премьера спектакля “Забавный случай”

Новый театральный сезон начался в русском драматическом с комедии. Режиссёр Мусалим Кульбаев поставил пьесу Карло Гольдони “Забавный случай” .
Зрители, глядя на сцену, иногда невинно смеялись. Особо не задумываясь, над чем же всё-таки они смеются. А стоило бы!

Известно, что Мусалим Кульбаев так просто комедии не ставит, да и Карло Гольдони писал свои произведения не в простоте душевной. Как-то он заявил: «Нет другого средства отомстить публике, как заставить её рукоплескать вам».
Начиналось всё очень мило. В уютном и приветливом гнёздышке голландского негоцианта царили покой и гармония – майский день, именины сердца! Приятно было смотреть на сцену, где никто не умирал с голоду, не прятался от вражеских солдат, не искал убежища на чужбине, не страдал от власти тьмы.
Что может произойти в этом атласно-шёлковом мирке? Только изящная любовная история в стиле незатейливых дамских романов. Так и есть. Молодой французский офицер, которого к тому же играет один из самых обаятельных артистов театра – Ильдар Сахапов, лечится от ран в доме богатого купца. А у того, как и положено, красавица-дочка. Высоколобые зрители, разумеется, обиделись – развитый интеллект не позволял им мириться с такой откровенной банальщиной.
Но что там дальше? Горничная Марианна (артистка Светлана Гиниятуллина) бурно выясняла отношения со слугой офицера – Гасконем (артист Денис Хисамов). У Гольдони эта сцена довольно пресная. Режиссёр спектакля щедро сдобрил её перцем. Марианна, превратившись в фурию, бесновалась на сцене. Девушка видела в неповоротливом Гасконе претендента на свои руку и сердце. Но как можно оставаться спокойной, когда любимый человек не разделяет твоих убеждений!
Гасконь, как и его хозяин, похоже, решили навострить лыжи из гостеприимного дома. Их можно было понять: Гасконь и Де Лакотри – герои не дамского романа, им хотелось на свободу. И чем раньше, тем лучше. Но благородный мужчина бросает женщину только тогда, когда сумеет убедить бедняжку, что оставить её заставляет железная необходимость. Однако на Марианну эти манёвры не действовали. Она упорно гнула свою линию. Актриса Светлана Гиниятуллина превратила свою героиню в настоящего Фигаро в юбке, выказав бурный темперамент, глубокий ум, любовь к авантюрным проделкам и уверенность, что богатые и знаменитые будут петь под её дудку. Так оно и вышло.
Марианна внушила своей легкомысленной избалованной, обалдевшей от безделья и скуки хозяйке мысль (именно мысль, а не чувство) о любви к Де Лакотри. И дело пошло.
Жаннина (артистка Ольга Франц), конечно, тоже не лыком шита! Наивное, на первый взгляд, существо скрывало под атласной шкуркой упрямый характер, соединённый с изворотливым умом, способным изобрести сто разных хитростей. С их помощью девушка творила всё, что хотела! Гендерная опасность налицо. Это подтвердит любой мужчина, который попался на крючок волевой, умной дамы и был ею (может быть, даже против своего желания) навеки осчастливлен. Так над кем смеяться?
Папенька Жаннины (артист Николай Панов) – фигура откровенно комическая и быстро узнаваемая. Есть такой анекдот: мужчина входит в полутёмную комнату и видит девчонку, которая жадно и неряшливо поглощает пирожное.
– Ты ешь, как животное, – начинает он, но, разглядев в чавкающем создании своё чадо, ласково поощряет, – кушай, доченька, кушай!
Николай Панов, не мудрствуя лукаво, играет именно такого нежного родителя. И пусть дочка разбогатевшего на откупах Рикарда (артист Александр Шабаев) выходит замуж за бедняка. Этот плебей только такого зятя и заслуживает! Но бывший плебей преисполнен гордости. Он совершенно уверен, что волшебная власть денег превратила его совершенно в другого человека. Ему, бедному, то есть очень богатому человеку, невдомёк, что его постоянно выдают хамоватые интонации, вульгарные жесты и отсутствие хорошего воспитания и вкуса. Александр Шабаев, совмещая несовместимое и сочетая несочетаемое (гордость – с униженностью, наглость – с неуверенностью в себе и т.п.), создал типичный образ разбогатевшего невежи. Разумеется, бедный молодой человек, пусть он даже военный и дворянин, – не пара его дочке.
Актриса Юлия Шабаева тонко спародировала современных наследниц богатых родителей. Констанция, увешанная золотыми украшениями, как новогодняя ёлка, в богатом атласном платье производила жалкое впечатление. Особенно на фоне изящной Жаннины, порхающей, словно яркая экзотическая бабочка.
Рядом с невестами Гасконь и Де Лакотри выглядели совсем уж бледно. Невесты превосходили женихов и по силе характера, уму, находчивости и энергии. Обвинять в этом ни артистов, которым достались незавидные роли, ни режиссёра-постановщика, ни автора комедии нельзя. Они реально изобразили самых обычных подкаблучников.
Карло Гольдони – автор честный. Он писал только о том, что бросалось ему в глаза. И копировал действительность осязаемо и грубо. В этом упрекал драматурга его вечный соперник Карло Гоцци. Он считал, что изображать натуру нужно с подобающими порядочному писателю деликатностью и утончённостью.
Для драматурга, как и для режиссёра-постановщика самое главное – рисунок характера. Острым умом, упорством, сильной волей и талантом Гольдони наделял бедных людей, оставляя богатым только деньги и незаслуженную власть. Поэтому главной героиней спектакля с полным правом можно считать Марианну. Тем более что Светлана Гиниятуллина сыграла так ярко и талантливо, что у зрителей не осталось в том никаких сомнений.
Режиссёр спектакля Мусалим Кульбаев во многом, как мне показалось, разделяя авторские идеи, сделал острую вещь с реальными современными характерами и остроумной критикой человеческих пороков.
Автор: (20 Окт 2011). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти