Инопланетянин с Кавказа

Что мы знаем о Кавказе по большому счёту? О нём писали Пушкин, Лермонтов, Толстой. Но это был век 19-й. Глянцевый Кавказ, который показывают туристам, – тоже не то.

Эльбрус, Чегем, Нальчик.… Эти названия будят воображение, рождают желание бросить всё и отправиться в романтическое путешествие.

Остановиться в Чегеме и увидеть его, как видел балкарский поэт и философ Кайсын Кулиев:

«По вечерам идут коровы стадом,
Как в старину, ступая тяжело,
И шествию бессмертному их рады
Земля, деревья, небо и село».

Поэтому я очень обрадовалась, когда главный режиссёр русского драматического театра Мусалим Кульбаев (кстати сказать, родной племянник Кайсына Кулиева) пригласил меня на встречу с артистами Балкарского драматического театра, которые гастролировали в нашем городе. В Стерлитамакский башкирский драматический театр они привезли два спектакля: «Нарт Ерюзмек» и «Вот тебе и инопланетянин».

Несмотря на сказочно-фантастические сюжеты, драматические произведения показали зрителям реальный быт и нравы современных республик Кавказа. Директор Балкарского драматического театра им.К.Кулиева заслуженный артист Кабардино-Балкарии Мажит Жангуразов познакомил меня с драматургом Камалом Мамучиевым.

– Камал, в спектакле режиссёра  Владимира Теуважукова «Вот тебе и инопланетянин», поставленного по вашей пьесе, рассказывается о переменах, которые произошли в Балкарии после перестройки. Они действительно так кардинально изменили жизнь людей?

– Да. Ветер перемен ворвался в устоявшийся уклад жизни, и людям пришлось очень быстро приспосабливаться к новым, непривычным условиям. Но не все это смогли сделать. Известно, что героизм в мирной жизни – это способность преодолевать боязнь перемен, страх за будущее. Человек слабый сто раз умирает от ужаса и готов проклясть свою судьбу. Бывает, что он с самозабвенным, отчаянным весельем самоубийцы предаётся сомнительным удовольствиям.

– Как герой вашей пьесы?

– Да, наш герой, оставшись без работы и устав от однообразия сельской жизни, как и некоторые его односельчане, пристрастился к рюмке.

– Бороться с этой бедой начинают женщины. Но сумеет ли воздействовать на мужчину женщина, воспитанная по правилам восточной морали?

В беседу вступает актриса театра лауреат государственной премии Кабардино-Балкарии Мариам Сузаева:

– По-настоящему мудрая женщина, конечно, покоряется мужчине, но при этом она должна беречь родной очаг, поэтому именно женщина – хозяйка в доме. Муж – добытчик. Задача жены – создать красивый и удобный быт. Мужчина, он ведь как растение: его нужно постоянно поддерживать любовью. И моя героиня Пати делает всё, что в её силах, для исправления мужа, но, в конце концов, и она опускает руки.

– Смысл нашего спектакля в том, – говорит Мажит Жангуразов, – что на Кавказе сосед – такой же родственник. Выручить из беды ближнего своего – это даже не обязанность, а святой долг. Поэтому Пати обращается к соседу Таусо, роль которого играю я.

– А непутёвого мужа играет сам драматург?

– Он у нас, как когда-то Шекспир, – смеётся Мажит, – и пьесы пишет, и на сцене играет. Зрители считают, что у него неплохо получается. Исправить сбившегося с пути мужа Пати помогает сосед. Он, пользуясь слухами о пришельцах из космоса, превращается в инопланетянина. И перевоспитывает мужа своей соседки.

Заслуженный артист Карачаево-Черкесии Тауби Мизиев продолжил затронутую тему:

– Общечеловеческую боль можно преодолеть только сообща. Театр просто обязан воспитать чувство всеобщей отзывчивости (сейчас мы так быстро теряем это) как основу современного мироощущения и мировоззрения, как обязательное условие внутренней гармонии.Чтобы достичь её, по мысли Кайсына Кулиева, человек должен учиться глубже видеть – видеть сердцем. То есть видеть мир глазами ребёнка и мудреца одновременно.

Для детей и мудрецов предназначен и спектакль режиссёра Бориса Кулиева «Нарт Ерюзмек» по пьесе драматурга Маммеева. Пьеса написана на основе древнего эпоса балкарцев «Нарты» – сказаний о похождениях героев-богатырей – нартов, потомков бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они были созданы с определённой целью – установить на земле порядок и очистить мир от всего, что мешает людям.

По словам Мажита Жангуразова, такие произведения помогают душою слиться с теми, кто жил до нас. Ведь наши предки любили и ненавидели, надеялись и верили, горевали и радовались так же, как и мы! Сейчас, когда люди тревожатся о том, останется ли земля землёй, хлеб – хлебом, вода – водой, а люди – людьми, важно обратиться к опыту предков и научиться у них стойкости духа, благородству и чести.

– А где этому всему в наше время можно научиться? – спрашивает Мажит. И сам себе отвечает:- Только в театре!

Автор: (16 Дек 2011). Рубрика: Культура. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти