Мастер из Стерлитамака сочиняет необычные музыкальные инструменты

Гитара на стене в его комнате – единственный музыкальный инструмент, купленный в магазине. А их у него – десятки. Причём самых разных. Начиная с тех, что в просторечии именуются бубнами и трещотками, и кончая уникальными духовыми инструментами с удивительно бархатным звучанием.

Давид Рахимгулов – так зовут нашего героя – представляется просто: кустарь-ремесленник. Пожалуй, вернее будет назвать его мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Его мастерская – комната в обычной квартире. Говорит, что Давид – это его «второе настоящее имя». Как хочешь, так и понимай…

Свою творческую отдушину он искал долго. Начинал  с  сувениров.  Постепенно перешёл на музыкальные инструменты, хотя никакого музыкального образования отродясь не имел. Наверное, именно про таких говорят: «не от мира сего». Впрочем, ещё дедушка Эйнштейн доказал: в этом мире всё относительно. Так что ещё неизвестно, кто из нас «не от мира сего».

Демонстрацию своих инструментов Давид начал с пан-флейты в виде трубочек в ряд.

– Однажды увидел по телевизору и загорелся желанием сделать такой инструмент, – рассказывает он. – Перепробовал разные материалы. Подбирался к совершенному звуку методом проб и ошибок. Каждая трубочка здесь  сделана  из  разных  видов  пластика, разной толщины. Каждая трубочка – отдельный  тон.  Эта  пан-флейта с диатоническим музыкальным  строем:  12  звуков  от  соль 1-ой октавы до ре 2-ой октавы. А вот эта – с хроматическим. На этой звуки меняются на полтона, здесь на тон.

– А как настраивается нужный тон?

– По тюнеру (электронному камертону). Необходимые музыкальные знания я приобрёл сам. Для изготовления инструментов нужно не столько образование, сколько музыкальный слух.

Кстати,  для  самоучки  он  неплохо  играет на  своих  инструментах.  В  тот  день  мы  наслушались русских, башкирских, армянских, французских…  народных  мелодий.  На  пан-флейте, например, Давид сымпровизировал индейские  народные  мелодии.  Признаться, впечатляет…

Я зацепился взглядом за «батарею» кураев,  развешанных  на  приспособленной  для этого настенной полке для цветов.

– С кураями у меня был перерыв, – признался Давид. – Серьёзная проблема – достать нужный материал.

– Тростник, что ли?

–  Настоящий  концертный  курай  делается из  шпона  дерева  твёрдых  пород.  Когда-то без шпона не обходилась ни одна мебельная фабрика в стране. Сегодня найти его очень трудно. Несколько недель сидел в Интернете, так и не нашёл нужной толщины из нужного дерева.

Добавлю от себя: это только с виду курай– дудочка с дырочками. Доводилось наблюдать за процессом его изготовления. Чтобы свернуть  шпон  в  трубочку  определённого диаметра и размера, нужно немало терпения. Шпон выпаривается, скручивается, склеивается, выдерживается. Стыки на месте склейки тщательно заглаживаются. Потом строго в определённом порядке нарезаются отверстиядля нот. Остаётся научиться извлекать звуки. Это-то и есть самое трудное. Ведь звук выдувается не с конца инструмента, а с начала- со стороны рта…

– А вот рожок, – представляет мой собеседник очередное своё изделие, в полированных боках которого отражается солнечный свет. – Этот – из рога коровы, этот – из рога молодого быка. Рожок был у многих народов: русских,  башкир,  чувашей.  У  башкир,  например, он называется сарнай. Это обычный рожок. То есть звук извлекается просто – по принципу  свистульки.  Бывают  амбюшурные рожки. В них надо дуть, как в горн: сложив соответствующим образом губы.

За  рожком  следует  продольная  флейта. За флейтой – свирели. Давид берёт свирельс двумя дырочками и начинает играть «Бурзянских  джигитов». Не надо иметь консерваторское образование, чтобы догадаться, что в этой известной народной песне больше двух нот. А вот для того, чтобы сыграть её на свирели с двумя дырочками, пожалуй, и консерваторского образования  не  хватит. Каким-то образом он умудряется из каждой дырки извлекать по нескольку нот. Прямо как Паганини на одной струне.

А на примере жалейки можно наглядно продемонстрировать общность мировых культур:народы, которые никогда не контактировали между собой, делали похожие инструменты. Различные виды жалейки есть у русских, белорусов, чувашей, татар, башкир, молдаван. Собственно,  шотландская  волынка  –  та  же самая жалейка, только с мехами.

В подтверждение своих слов Давид берёт жалейку  и  начинает  наигрывать мелодии, которые плавно разрушают национальные барьеры: русские наигрыши перетекают во французские, французские  –  в  башкирские, башкирские – в шотландские мотивы…

– Это армянский дудук, – комментирует он очередной  инструмент  с  удивительно  нежным звучанием. – Есть он у азербайджанцев, у балканских народов… Я никогда до этого не интересовался армянской музыкой. Но вот сделал инструмент, и сами собой полились армянские  мотивы. На нём легко импровизировать.

– Почему именно дудук?

– Увидел по телевизору, вернее, услышал – сразу запало в душу звучание. Захотелось сделать  такой  инструмент. По Интернету нашёл фирму, заказал сразу три штуки. За каждую выложил по две тысячи. Прислали. Оказалось, что на них невозможно играть. Отверстия расположены так, что как ни растопыривай пальцы, всё равно ничего не получится. Может, специально так делают, чтобы не выдавать секретов. И тогда я сам изготовил инструмент.

– Как же можно сделать инструмент, не зная, как он устроен?

– Здесь главное – знать закономерности. Принцип устройства духовых инструментов примерно один. Главное – знать, из какого материала он изготовлен, соотношение, диаметр отверстий.

– Есть такое мнение: чем ценнее дерево, тем ценнее инструмент.

– Обычно ценное дерево – это твёрдые породы.

– Выходит, самую лучшую флейту или курай можно состругать из дуба?

– У дуба другая волокнистость. Для инструмента он не годится. Рыхловат. Самая ценная порода – красное дерево. Раньше оно было на вес золота. А ещё каштан, ясень, груша… Знаменитые скрипичные мастера делали скрипки из груши. Кстати, она и на курай очень хороша. Отдельная тема в «арсенале» мастера Рахимгулова – ударно-духовые инструменты. Проще говоря, кубызы. Современные кубызы делают из металла. Это значит, что мастеру пришлось освоить по ходу и слесарное дело. Диски гантелей – под «наковальню», молоток, плоскогубцы в руки – и вперёд!

– Никогда не мог понять, как на нём играют, – посетовал я, послушав его игру, напоминавшую игру на электрогитаре. – Как регулируется  высота  звука? Здесь же всего одна струна. Да и та металлическая…

– Языком. Если объём во рту максимальный, звук получается низкий. Прижимаете язык к инструменту – звук получается высокий.

Треугольники,  шкатулочные  барабаны, бубны,  маракасы, трещотки, тамбурины… – чего только не увидишь в мастерской нашего героя. И из чего только он не умудряется делать инструменты! Даже из чугунка. Это же надо додуматься – выпилить дно посудины, придать ему эстетичный вид, сверху обтянуть натуральной  кожей,  чтобы  потом  выстукивать африканские ритмы!

И уж точно вряд ли кому придёт в голову сделать  музыкальный инструмент  из…  утюга. Шутка. Вернее, это действительно утюг, только деревянный. Нынче не каждая бабушка припомнит, как в старину бельё гладили деревянными приспособлениями. Так вот: из них Давид додумался сделать ударно-шумовой инструмент.

А возьмём, к примеру, гуиро. Для тех, кто не  понял, поясню:  гуиро  –  это  латиноамериканский вариант рубеля, если вам это о чём-либо говорит. Музыкант водит по нему скребком,  извлекая  характерный  стрекочущий звук. Обычно его вырезают из цельного деревянного бруска. Что наш герой и сделал. Попробовал  –  не  звучит. «Наверное,  надо вырезать  полость  внутри», – догадался  он. Вырезал. Все равно не звучит. Тогда он проделал в нём прорези. И инструмент зазвучал! Так, от инструмента к инструменту, методом проб и ошибок постигал мастер секреты звучания.

Уже прощаясь, я задал вопрос, с которого, наверное, следовало бы начать разговор:

– Когда вы только начинали делать музыкальные инструменты, у вас был какой-нибудь наставник? Учитель,  мастер…

– Возможно, прозвучит высокопарно, – ответил  он, подумав, – но наставник  у меня один: Бог. Я человек верующий. Все инструменты сделал своими руками, но вдохновение и идеи – от Бога. А идея – это самое главное. Остальное приложится…

Автор: (27 Дек 2011). Рубрика: Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти