В Стерлитамаке появится школа Булата Юсупова

Большой кинематографический десант высадился не так давно в кинотеатре «Искра». На встречу со студенческой молодёжью, а именно она в основном заполнила зал, приехали создатели фильма «Тринадцатый раунд». В киногруппу вошли режиссёр картины Булат Юсупов, исполнитель одной из главных ролей Айсыуак Юмагулов, директор картины и заместитель директора киностудии «Башкортостан» Фаниль Галимов и секретарь Союза кинематографистов РБ Фарит Габитов.В конце встречи гости с удовольствием пообщались с журналистами.

ПРАВДА ДОЛЖНА БЫТЬ ВО ВСЁМ

–  На  кого  рассчитан  ваш  фильм:  на детскую или взрослую аудиторию?

Б.Юсупов:

– Думаю, он будет интересен разным поколениям зрителей. Исходя же из первоначальной задачи, отмечу: мы создавали детское кино о недетских проблемах. В нашей картине 12-летний мальчик, воспитывающийся без отца, вынужден искать средства на лечение смертельно больной матери. Но это, что называется, краткий сюжет. На  самом  же  деле  я  собирался  делать фильм о правде, о том, как важно не врать близким и себе даже в мелочах.

– Как вы отыскали исполнителя главной роли?

Ф.Галимов:

–  Пятиклассник  39-й  уфимской школы Мурад Тувалбаев прошёл огромный  кастинг.  Нам  прежде  всего,  приглянулись его глаза, искренний открытый взгляд. Плюсом стал и тот факт, что Мурад посещал секцию бокса. А по сценарию мальчик профессионально занимается именно этим видом спорта. В фильме есть эпизод, когда на ринге от удара герой падает, ударяется головой и теряет сознание. Сцена эта давалась нелегко. Потребовалось сделать 30(!) дублей, пока не получилось всё как надо. Однако в результате мальчик перенапрягся, ему действительно стало  плохо,  и  мы  были  вынуждены  в  тот день свернуть съёмку.

– Как долго снимался фильм?

– Мы его создавали просто стахановскими темпами. Запустили 12 апреля, а уже через 33  дня  съёмочный  процесс  был  завершён. Это своеобразный рекорд для полнометражной художественной картины. Ещё несколько месяцев ушло на монтаж и озвучку. Однако рекордные сроки, думаем, на качестве фильма не отразились.

–  Почему  картину  решили  назвать именно «Тринадцатый раунд»?

– Фильм создавался под рабочим названием «Бой по всем правилам». Потом мы его пере-именовали в «Исцеление». В прокат же он вышел как «Тринадцатый раунд». Объясню, почему. Как известно, в боксе бой состоит из 12 раундов. На 13-й, главный, человека вызывает уже сама жизнь. Периодически у каждого  из  нас  случаются  ситуации,  когда мы спотыкаемся и падаем. Но нужно, стиснув зубы,  пересилить  боль,  встать  и  пойти.  А иначе грош тебе цена. Герой нашего фильма, несмотря на юный возраст, выдержал 13-й раунд достойно.

ИЗ РЕЖИССЁРОВ – В АРТИСТЫ

– Айсыуак, почему вы решили поменять амплуа?

А.Юмагулов:

– Да, по образованию я – режиссёр, закончил ВГИК. Но дважды снимался в игровых фильмах и оба раза – у Булата. В 1995 году мы с Рушаной Бабич (кстати, тогда она ещё не была женой Булата) дебютировали в его первой картине «Стеклянный пассажир». После 16 лет перерыва Юсупов вновь сделал мне предложение. Признаюсь  честно,  я  долго  отказывался. У  человека,  занимающегося  режиссурой, уже по-другому работают мозги. Он привык всё держать под контролем, это мешает раствориться в роли. К тому же актёр должен постоянно держать своё тело и нервную систему в тонусе. Однако Булат был настойчив. Я же себя, если честно, в роли бизнесмена чувствовал  неуютно.  Но  режиссёр  остался доволен, и это главное.

– Давайте поговорим о вашем фильме «Ловец  ветра».  Его  очень  тепло  принимали зрители и критики, он получил несколько призов  на различных кино-фестивалях. А имел ли он коммерческий успех?

– Понимаете, есть такое понятие, как «национальное кино». Если для мусульманских республик  башкирский  колорит  –  плюс,  то для федеральных каналов – минус. Продюсеры РТР, Первого канала говорят, что это «не  формат»  и  им  невыгодно  показывать наши фильмы. Хотя в «Ловце ветра» сыграл популярнейший российский киноактёр Марат Башаров. А главную мужскую роль исполнил непрофессиональный  актёр  Маулетбай  Гайнетди-нов. Но он был настолько органичен в образе простого  деревенского  старика-чудика,  что снискал  самые  лестные  отзывы  на  кинофестивалях и в России, и в Турции. Критики отмечали, что Гайнетдинов идеально вписался в образ. На кинофестивале в Ханты-Мансийске «Ловец ветра» в конкурсной программе конкурировал с «Выкрутасами» Тимура Бекмамбетова и  уступил  этой  картине  только  в  финале: зрители отдали 4,7 из 5 возможных баллов «Выкрутасам» и 4,5 балла – «Ловцу ветра». Бюджеты же фильмов не сопоставимы. Кстати, Бекмамбетов – единственный отечественный режиссёр, чьи творческие проекты  окупаются.  Коммерческого  успеха  не имеют даже фильмы Михалкова, не говоря уже о творчестве башкирских кинематографистов.

– Как вам удалось заполучить в свою картину Марата Башарова?

–  Предварительные  переговоры  с  известным  российским  актёром  начались  в  2003 году. Тогда он ещё не был столь популярен. Сценарий вначале прочитала  мама Башарова Роза-апа. Сюжет ей очень понравился, и она попросила сына не отказывать братьям-мусульманам.

– Говорят, поэтому он и расценки своего гонорара значительно снизил?

– В денежные вопросы Марат не вмешивается.  Этим  полностью  занимается его жена и менеджер Лиза – женщина очень жёсткая, которая не делает никаких уступок. Мы заплатили столько, сколько запросили. Другое дело, что сам Марат – человек простой и неприхотливый. Он абсолютно лишён «звёздности». К тому же, настоящий профессионал, который на съёмочной площадке полностью выполняет задачи, поставленные режиссёром. Башаров с удовольствием общался с башкирскими коллегами в неформальной обстановке и особенно выделял своего киношного сына Ильнура Галеева. Мы нашли мальчика поразительно на него похожего и по этому поводу любили его подкалывать, мол, а не твой ли это внебрачный сын.  С  чувством юмора у артиста всё отлично.

О ПЕРСПЕКТИВАХ НА БУДУЩЕЕ

– Фильм «Бибинур», снятый на «Татаркино», демонстрировался в Америке и во Франции. Смогут ли увидеть за границей наше башкирское кино?

Ф.Галимов:

– По качеству и содержанию «Ловец  ветра» ничуть не уступает «Биби-нур», а в чём-то и превосходит. Это открыто признают наши татарстанские коллеги. Заместитель директора «Татаркино» Р.М.Садриев мне сам говорил на кинофестивале тюркоя-зычных фильмов: «Вы нас этой картиной обскакали». Но Татарстан собрал очень мощную группу  продюсеров  и  менеджеров,  которые активно продвигают свои фильмы, в том числе и за рубежом. У нас, к сожалению, таких продюсеров пока нет.

-Расскажите, пожалуйста, о творческих планах.

– Есть интересная идея создания фильма под названием «Северные Амуры» об участии башкир в войне 1812 года. Мы заручились предварительной поддержкой Правительства РБ и надеемся на помощь в финансировании. Ведётся  работа  над  документальными фильмами о вашем земляке Иреке Зарипове и уникальном Мурадымовском ущелье. Кроме того, снимается несколько мультипликационных фильмов на башкирском языке.

Б.Юсупов:

– У меня есть крупный план, средний,  общий  и  один  наезд.  Ну,  а  если серьёзно,  то  я  не  люблю  пиарить  неготовый продукт. Лучше я расскажу о том, что сделано. В Уфе уже несколько лет действует киношкола  Булата  Юсупова.  За  последние два года мы создали 75(!) короткометражных фильмов. Их авторы – непрофессиональные режиссёры, которые увлечены и любят кино ничуть  не  меньше,  чем  те,  кто  заканчивал ВГИК или ГИТИС. У них нет возможности учиться в Москве, но они талантливы и креативны, а самое главное, у них есть что сказать и показать людям. Так вот мы хотим помочь таким ребятам и обучаем их в своей киношколе. Мы хотим показать, что сегодня можно снимать кино в любом нестоличном городе, причём недорого.  Современные технологии вполне это позволяют. Кино должно быть таким же доступным, как гитара или фотоаппарат. Учебная программа состоит из лекционных и практических занятий по операторскому мастерству, озвучанию фильма, монтажу картины, подготовке сценария и т.д. Филиал нашей киношколы мы собираемся открыть  в Стерлитамаке, чтобы приобщить к киноискусству как можно больше молодёжи. Администрация вашего города идею горячо одобрила. А это значит, о проблемах и радостях своего любимого города стерлитамаковцы смогут откровенно говорить уже в недалёком будущем на языке кино.

Автор: (9 Дек 2011). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти