Вредные советы из-под прилавка: как превратить шопинг в испытание

Российские специалисты в сфере нанотехнологий сулят нам диковинное будущее. Только представьте: все товары в один прекрасный день обзаведутся микрочипами, информация с которых будет считываться умным устройством. Помещаете корзину с покупками в специальный тоннель, через пару секунд получаете чек и рассчитываетесь через терминал. Очереди в супермаркетах, стало быть, растают, а кассиры останутся без работы. Найдётся ли в магазинах будущего место продавцам-консультантам, трудно сказать. А вот насчёт того, что сегодня продавец и покупатель тесно связаны и отчаянно зависят друг от друга, – с этим трудно поспорить.
Вволю набродившись по торговым центрам и подытожив увиденное и услышанное, мы составили список вредных советов для обеих сторон. Итак, если вы – продавец и хотите остаться без выручки…
Совет первый. Приветствуйте покупателя первыми, но не доброжелательно, а с укоризной, будто хотите немного повоспитывать.
Как это работает. Каждому, кто мало-мальски знаком с этикетом, известно: первым здоровается тот, кто входит в помещение, а не тот, кто в нём уже находится. Если покупатель не пожелал вам здоровья, обязательно заставьте его сделать это. А то ишь – на товар глядит, а вас не замечает! И пусть вас не смущает, что в торговом центре, где вы работаете, не меньше сотни секций и здороваться с каждым продавцом для покупателя – мягко говоря, утомительно.
Совет второй. Налетайте, как коршун, и без промедления выпаливайте: «Что-то интересует?».
Как это работает. Если вы хотите погрузить пришедшего к вам в состояние лёгкого столбняка, лучшего способа не придумать. Да, скажем, меня интересует многое – расцвет кубизма во французской живописи начала двадцатого века, правила игры в дартс и какая завтра будет погода. Только причём здесь продавец? Ах, интересует ли меня здешний ассортимент? Не знаю, ведь осмотреться и сориентироваться мне некогда, нужно отвечать на вопросы продавца.
Совет третий. Полная противоположность первому. Если вы собрались попить чайку и обсудить последние новости с соседкой из ближайшего отдела, смело закрывайте дверь перед носом очередного посетителя: эта дамочка, скорее всего, всё равно ничего не купит, а вы из-за неё чего доброго припозднитесь с завтраком. Пусть, если ей нужно, ждёт вас под дверью.
Как это работает. Сарафаны и лёгкие платья из ситца, а также брюки, шубы и прочие элементы гардероба предлагаются сегодня в огромном количестве, так что ваш товар наверняка останется с вами на веки вечные.
Совет чётвертый. Фантазируйте. Сочиняйте безудержно и вдохновенно. Клиентке совсем необязательно знать, что вот эта пятнистая, цвета подгнившего яблока, водолазка ещё недавно пылилась где-то на вещевом складе Бишкека или Перми. Пусть модницы думают, что их взору представлена коллекция pret-a-porte работы итальянских дизайнеров – изъята прямо с подиума и доставлена первым самолетом из Милана. И запомните: покупателю всё идёт. Пышечка, облаченная в помидорно-красное, напоминает матрешку? Скажите ей, что она фотомодель. Её спутник в этом облегающем пивной животик свитере похож на Карлсона? Настаивайте, что на Брэда Питта. От вас не убудет.
Как это работает. Безотказно. Ведь посетители не умеют отличать грубую лесть от издевательства, в одежде не разбираются и приходят в торговый центр исключительно для того, чтобы им морочили голову.
Совет пятый. Оцените на глазок уровень благосостояния клиента и снисходительно предупредите: «У нас дешёвых платьев нет».
Как это работает. Когда лично мне пришлось услышать такое, помню, у меня хватило такта разрулить ситуацию. Дескать, это же замечательно, зачем мне дешевые платья? – мне нужны только качественные и дорогие! Но уже в ту минуту я знала: у человека, который меня унизил, я ничего покупать не стану – просто из принципа.
Совет шестой. Покажите, кто в бутике хозяин – командуйте народом из всех сил. Вот кое-что из классики жанра: «Что значит очень коротко? Классическая длина, не выдумывайте». Или (провожая в примерочную): «Когда наденете, выйдите сюда, я хочу на вас посмотреть». И ещё: «Видите, как вам идёт? Берите. То есть как это подумаете? Такой кардиган один, тут думать некогда!».
Как это работает. Человек – существо свободолюбивое. Попытаетесь его этой самой свободы лишить – взбунтуется и сбежит.
Совет седьмой. Покупатель уходит без покупок? Оскорблённо подожмите губы и попрощайтесь ледяным тоном – всем своим видом дайте понять, как жестоко вас обманули.
Как это работает. Если потенциальный покупатель попался совестливый, у него очень легко вызвать чувство вины: на него столько времени потратили, а он… Быть виноватым не любит никто, а значит, всё больше людей будет обходить ваше заведение стороной.

А теперь представьте, что вы – покупатель и хотите испортить настроение и себе, и продавцу. Тогда…
Совет восьмой. Даже будучи уверенными, что покупать вы ничего не собираетесь, лениво разгуливайте по торговому залу и приставайте к консультантам с требованием показать это, и это, и вон то… И понастойчивее: уж коли в выходной день вам совершенно нечем заняться,  пусть продавцы вас развлекают. Бесплатно.
Как это работает. Шопинг в России – вообще вещь стихийная. Когда в 70-е годы наши соотечественники выезжали по туристическим путёвкам за границу, они могли наблюдать странную картину: европейцы, конечно, тоже любят поглазеть на товары, но делают это снаружи магазина, возле витрин. В магазин заходят исключительно для того, чтобы сделать покупку. У нас же шопинг всё больше напоминает прогулку выходного дня, развлечение для зевак, которые сами не знают, чего хотят и хотят ли вообще. Именно такие «праздно шатающиеся» – главная головная боль продавцов.
Совет девятый. Как можно меньше уважения. Слова «здравствуйте», «пожалуйста» и «спасибо» упраздните за ненадобностью. С товаром тоже особенно не церемоньтесь – перебирайте его, не снимая перчаток, дёргайте и пачкайте.
Совет десятый. Брезгливо изучая ассортимент, во весь голос возмущайтесь ценой и качеством, ставьте в пример другие торговые точки, критикуйте, задавайте риторические вопросы типа «А почему так дорого?! Уж-жас!». В общем, производите много шума из ничего.
Как всё это работает. Чем искреннее вы полагаете, что продавец – бездушный автомат, созданный для вашего обслуживания, тем вернее, что он, в свою очередь, станет относиться к вам исключительно как к кошельку на ножках.
Екатерина ЯКОВЛЕВА
Автор: (6 Дек 2011). Рубрика: Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти