Об учителях и учениках 22-й школы Стерлитамака

Весенние каникулы. В школе N 22 непривычная тишина. Поднимаюсь по старинной широкой лестнице в кабинет к учителю истории Надежде Владимировне Алексеевой. Она собирает сейчас материалы для школьного музея. Интересно посмотреть, как упаковывается шестидесятилетнее прошлое учебного заведения в музейные рамки. И что за прелесть эти маленькие, уютные, старые школы! Заглянешь – и ударит в голову аромат далёкого детства, окутают воспоминания о счастливых годах сладкой юности…

НАШИ СТАРЫЕ ДОБРЫЕ УЧИТЕЛЯ
Приступ ностальгии охватил с новой силой, когда Надежда Владимировна стала показывать пожелтевшие от времени фотографии учителей, работавших здесь в те времена, когда школу только-только построили.
На одной из них – молодой мужчина с высоким лбом, большими красивыми глазами в строгом чёрном костюме. Такими мне представляются самоотверженные народники 19 века. Имея университетское образование, они уезжали куда-нибудь в Тмутаракань. И, махнув рукой на карьеру и обеспеченную жизнь, служили учителями в земских школах, получая мизерное жалованье.
– Кто это?
– Это наш первый директор Дмитрий Емельянович Загряжко. Фронтовик. Он открывал школу 1 сентября 1951 года.
В 50-е отопление было печное, физкультуру проводили в коридорах, школа работала в две смены. Зато какая была атмосфера! А всё учителя! Они буквально жили школой и для школы.
Вместе с учениками заложили во дворе сад: посадили яблони, вишню, смородину, выращивали овощи. Он был гордостью школы. Осенью собирали урожай. И в День школьника старшие ребята угощали первоклашек обедом, поили чаем с вареньем.
Продолжаю всматриваться в фотографии учителей 50-60-х годов. Тогда они были молодыми, весёлыми, красивыми. Как их украшали скромные платьица с белыми воротничками! Математик Мария Михайловна Макарова, учителя русского языка и литературы Мария Марковна Шишкина, Клара Андреевна Никифорова, Галина Николаевна Фомичёва, историк Таисия Николаевна Вдовина, химик Лидия Васильевна Мурунцова… Вас любили ученики! Дети своего времени, школьники 50-60-х годов, искренне считали учителей необыкновенными людьми, которым совершенно не свойственны человеческие слабости. А вы не давали повода в этом усомниться. К учителям приходили за книгами (они в то время были в большом дефиците), за советом и помощью. И отказа никто никогда не получал.
Спрашиваю у Надежды Владимировны:
Где теперь эти учителя? Как живут?
– Все они, конечно, на пенсии. Но ученики и учителя нашей школы не оставляют их наедине с болезнями и старостью. Шефствуем, помогаем, чем можем.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Надежда Владимировна Алексеева преподаёт историю, а ещё вместе с ребятами собирает материалы по истории города и школы. Учительница убеждена, что без знания прошлого настоящее, а то и будущее, могут превратиться во что-то одноцветное и безликое. Она предупреждает:
– Опасно, когда из истории делают концентрат, где главные составляющие – даты и статистика. Мёртвая история делает сердца ребят холодными, а умы – ленивыми. Таким детям ничего не интересно. Настоящая история – это живые лица, поэтому, занимаясь со школьниками краеведением, мы отдаём предпочтение изучению биографий наших земляков.
И каковы успехи?
– Вот, например, мой ученик Игорь Орлов. Он написал отличное исследование о художнице  Г.Т.Мухамедьяровой, где обобщил результаты своих поисков и сам сделал презентацию. В прошлом году на республиканском конкурсе научно-исследовательских работ в Уфе Игорь стал дипломантом и получил грамоту. Мне было приятно.

Второе место на этом конкурсе заняла Юлия Реброва. Она написала исследование «История Стерлитамакского троллейбусного управления», где тоже много места уделила биографиям и судьбам людей.
Кстати, 21 апреля в 11 часов в школе намечена «Встреча поколений». Думается, что выпускники её не пропустят и вспомнят много интересного.
НАСЛЕДНИКИ
У меня много знакомых среди молодых учителей. Часто у нас возникают разговоры, как у Чапаева с Петькой:
– Хорошо было раньше учителям: ни тебе мобильных телефонов, ни компьютеров с Интернетом, ни электронных книг, обычных книжек и то не хватало.
– Что же тут хорошего?
– Никакой конкуренции. Учитель – единственный источник информации. Вот и слушали его, раскрывши рот, уважали… Сейчас идёшь на урок и не знаешь, что эти акселераты в следующий момент выкинут. В наше время, если подумать, никаких учителей не нужно. Наладить дистанционное обучение – и вперёд! Дёшево и сердито. ЕГЭ – это не старые экзаменационные беседы, а конкретные ответы на конкретные вопросы.
– Великолепно! Тогда дайте конкретный ответ на конкретный вопрос: Евгений Онегин любил Татьяну Ларину?
Ответа мне так и не дали…
Я рассказала об этом Надежде Владимировне. А она предложила мне познакомиться с молодой учительницей Ольгой Александровной Колчановой.
Оказалось, что эта красивая и очень серьёзная женщина действительно не принадлежит к числу поклонников тотального дистанционного обучения и обезличивания учебного процесса. Молодому педагогу нравились старые учителя. Ей импонировали их манера поведения, стиль преподавания, редкое умение быть простыми и в то же время соблюдать дистанцию между учеником и учителем.

– Случилось так, – рассказывает Ольга Александровна, – что мне поручили шефство над одним из ветеранов школы Марией Марковной Шишкиной. Ну, думаю, схожу к ней накануне праздника, поздравлю, отдам подарок, поговорю немного. Но Мария Марковна очаровала меня с первой же минуты. И мы проговорили с ней, наверное, часа четыре.
– Но ведь вы принадлежите к разным поколениям…
– Так-то оно так, поколения разные, но профессия одна и один любимый предмет – литература. Чего стоит её речь! Грамотная, образная, богатая… Слушаешь, как песню! Если она задавала вопрос, то чувствовался искренний интерес, а не просто дань вежливости. Такую учительницу, как Мария Марковна, никаким компьютером не заменишь.
Однако уважение к педагогическим традициям не мешает нам модернизироваться. Компьютеры, Интернет, электронные книги – замечательные вещи. Но они требуют разумного обращения.
Ольга Александровна, сейчас бытует расхожее мнение, что дети не любят читать, так ли это?
– Повторю старую истину: в школе главная фигура – учитель. От него зависит многое, если не всё. В нашей школе есть ребята, которые читают запоем. Семиклассница Настя Григорьева – частая гостья в библиотеках. Юля Алтынчурина любит поэзию, много стихов знает наизусть. Остальные ребята тоже от книг не отворачиваются. Но ведь книгочеев, которые дни и ночи просиживают за чтением, и раньше было немного.
А можно ли сделать из ребёнка любителя чтения?

– Можно. Читайте детям вслух. Опыт показывает, что это очень действенный метод. Я не ходила в садик. Со мной много времени проводил дедушка. Мы с ним читали разные детские книжки. Потом я записалась в библиотеку. Книги выбирать мне помогала библиотекарь – чудесная, интеллигентная женщина. Сейчас читаю вслух своим ученикам. Слушают с удовольствием.
Что вы читали ребятам до каникул?
– «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера.
Удивительная всё-таки организация – школа. В ней причудливо переплетаются накопленный десятилетиями опыт с новыми информационными технологиями. Ни без того, ни без другого она не может существовать.
ВИЗИТКА
Семилетняя школа N 22 открылась 1 сентября 1951 года. В то время в ней трудились 20 педагогов и учились порядка 100 школьников.
Сейчас учебное заведение называется основной общеобразовательной школой, где получают девятилетнее образование 184 ученика и работают 24 педагога. Выпускники продолжают обучение в техникумах, училищах и старших классах школ города. За 60 лет это учебное заведение окончили свыше 6 тысяч учеников.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (17 Апр 2012). Рубрика: Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 3   “Об учителях и учениках 22-й школы Стерлитамака”

  1. Елена

    К чему фотография школы №3, если речь идет о 22-ой школе? Только из-за троллейбуса старого образца???

    • Ксения Крамскова

      Фотография иллюстрирует тему на которую была написана работа ученицы 22-й школы.

  2. Елена

    Работа ученицы только упоминается, а статья – о школе! Вид троллейбуса неудачно оказался на фоне другой школы. P.S. Забыли поставить запятую…

Ответить

*

Фотогалерея


Войти