Проблема отходов в Стерлитамаке ждёт новых подходов

Сегодня много говорят о безопасном обращении с отходами. Действительно, вопрос стоит очень остро и является предметом обсуждения как среди населения и предпринимателей, так и на уровне региональных и федеральных органов власти.
Правительство РБ утвердило республиканскую целевую программу «Совершенствование системы управления твёрдыми бытовыми отходами в РБ на 2011-2020 годы». На её реализацию предусмотрено 8 миллиардов рублей.

Сегодня в целом по стране количество неутилизированных отходов составляет более 82 млрд. тонн. Если в Европе около 60 проц. отходов перерабатывается, то в России уровень вторичного использования промышленных отходов составляет всего 35 проц., а твёрдых бытовых – не более 4 проц. Вопрос мусорной угрозы два года тому назад обсуждался на парламентских слушаниях в Госдуме РФ. Тогда все сошлись в едином мнении: чтобы решить проблему, необходимы согласованные действия на всех уровнях.

У нас в республике ежегодно образуется 1,7 миллиона тонн твёрдых бытовых отходов, и только 3 проц. из них находится в хозяйственном обороте. Функционируют 2,5 тысячи свалок, которые не соответствуют природоохранным требованиям. Несанкционированными свалками ТБО окружено большинство населённых пунктов. Мусором захламлены огромные территории – рекреационные зоны и лесные массивы, а также территории, прилегающие к водоёмам, дорогам, производственным, сельскохозяйственным и оздоровительным комплексам.

Если говорить откровенно, то до сегодняшнего дня мы больше были озабочены загрязнением атмосферы и водоёмов, а об отходах вспоминали только во время весенней санитарной очистки. Естественно, такой подход не стимулировал вопросы совершенствования нормативной базы и развития соответствующей инфраструктуры в области безопасного обращения с отходами. Поэтому сегодняшнюю суету можно расценить как предчувствие надвигающейся проблемы.
В основе возникновения мусорной угрозы лежат как минимум три причины.

Причина первая. Это несовершенное законодательное поле. Хотя проблема неоднократно обсуждалась в Госдуме РФ, до окончательного её решения по-прежнему очень далеко. Закон хорош, когда он работает, а декларациями все давно уже сыты.
Например, статья 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» утверждает, что предпринимательская деятельность в этой части обеспечивается государственной поддержкой, налоговыми и иными льготами. Напрашиваются вопросы: когда, как и кем? Постановлением Правительства РБ «Концепция обращения с отходами производства и потребления в РБ» администрациям муниципальных образований было поручено установить оптимальные тарифы за переработку ТБО, обеспечивающие экономически оправданное функционирование предприятий, эксплуатирующих полигоны (свалки) ТБО. Но тем не менее пока полигоны ТБО работают в убыток, то есть на уровне 70 проц. себестоимости оказываемых услуг.

Сегодня нормы накопления ТБО занижены в 1,5-2 раза, так как утверждены 20 и более лет тому назад (норма – каждые 5 лет), что привело к ежегодному размещению около 40 проц. отходов на полигонах ТБО без оплаты.
Этот показатель (норма накопления ТБО) лежит в основе расчёта экономически обоснованного тарифа и является основным фактором, влияющим на стратегию управления твёрдыми бытовыми отходами. Но, самое главное, от такого неправильного подхода страдают как транспортировщики и приёмщики отходов, так и население. Потому что управляющие компании, обслуживающие население в ЖКХ, вышли из этой ситуации оригинальным способом – увеличили плату на размещение отходов для населения в 3 раза: расчёт выполняется не по норме накопления ТБО, а исходя из квадратных метров занимаемой площади.

Причина вторая. Это барьеры, тормозящие развитие «мусорного» бизнеса. В цивилизованном мире он является одним из доходных видов деятельности, но у нас в стране этого достигнуть очень трудно. Чрезмерное административное давление и бюрократические препоны, государственное регулирование тарифов без учёта обоснований экономически оправданного функционирования предприятий делают бизнес по переработке мусора нерентабельным. Но это уже отдельный разговор.

Причина третья. Самая главная. Это отсутствие экологической культуры. Очень жаль, что мы сегодня не обременяем себя такими понятиями, как стыд, совесть и мораль. Загрязняют природу все. Грамотные и малообразованные, богатые и бедные, взрослые и дети. Как осознанно, так и по неведению. А как иначе понять поступки человека, выбрасывающего окурки с балкона, пачку из-под сигарет из окна «крутой» машины, оставляющего пакеты, упаковки и пластиковые бутылки в парках и скверах, если даже рядом стоит урна или мешок для мусора. А какие «красивые» пейзажи остаются после отдыха людей на берегу наших водоёмов! Каждой весной обнажается «культурный слой», приходится объявлять экологические месячники по санитарной очистке. Особенно печально то, что свидетелями безобразий взрослых являются дети, а дурной пример, как известно, заразителен.

Мне кажется, что решение проблемы возможно только через принятие законов прямого действия (федеральных) в части совершенствования правовой базы, преодоления административно-бюрократических барьеров и формирования экологической культуры населения. И постановление Правительства РБ о совершенствовании системы управления твёрдыми бытовыми отходами является большим шагом вперёд, так как документ предусматривает достижение баланса интересов в этой сфере.

Что касается Стерлитамака. Для регулирования вопросов, связанных с отходами, у нас в городе есть практически всё, начиная от инфраструктуры и технологий управления ТБО и заканчивая экологически ориентированными производствами. Всё это хорошо, но вопрос в другом – нет концепции. Например, вместо того, чтобы строить 2-ю очередь полигона ТБО (эксплуатация 1-ой очереди завершается в 2012 году), сегодня строим мусоросортировочный комплекс (МСК). Парадокс заключается в следующем. Скоро негде будет размещать отходы, и не факт, что будущий МСК решит эту проблему. Более того, его ждёт хроническая нерентабельность в результате поступления ТБО, прошедших уже 1 ступень сепарации (неликвидные). Ситуация будет усугубляться ещё и тем, что оставшиеся компоненты потребуется транспортировать для размещения на полигон (80 тыс. т/год), а это огромные дополнительные расходы.
В общем, к старым проблемам нужны новые подходы. Имеются в виду

  • продвижение инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами в рамках государственно-частного партнёрства;
  • разработка механизмов преодоления административных и бюрократических барьеров, мешающих отходному бизнесу;
  •  поддержка новых видов бизнеса.

Сегодня важно уяснить всем – власти, бизнесу и человеку, что сферу обращения с отходами пора превратить в высокоразвитую, рентабельную и инвестиционно привлекательную отрасль производства.
Р.АБСАЛЯМОВ

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (6 Апр 2012). Рубрика: Главное, ЖКХ, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “Проблема отходов в Стерлитамаке ждёт новых подходов”

  1. Eco_bel

    Уважаемый, Автор! Вы когда нибудь были хоть на каком-либо МСК, чтобы говорить о рентабельности.

  2. Ихсанов Р.А.

    Eco-bel: МСК работают рентабельно,если деньги не воруют на стадии проектирования,просто этим должны заниматься специалисты,а не “чиновники широкого профиля”.Я возил на экскурсию в г.Казань на подобное предприятие специалистов министерства и НИИБЖД,думаете что то стронулось,два года прошло,а там практически в центре города стоит,ни запаха.ни пыли,полная сортировка.Вопрос не только в ТБО,это ведь общий подход таков,ко всему,не привлекать грамотных специалистов,чтобы не выглядеть бледно самим на фоне их.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти