О ветеране башкирской эстрады Марате Зайнетдинове

Спросите у нынешней молодёжи, что такое ВИА, и вы вряд ли получите вразумительный ответ. Для нашего поколения 70-х вокально-инструментальные ансамбли были символом того нового, что совершило переворот в отечественной эстраде. Эти советские «битлы» с электрогитарами вместо аккордеонов и тромбонов смели с эстрадных подмостков певцов-одиночек с филармоническими голосами.
И зазвучало на просторах одной шестой части суши: «Не на-адо печалиться…», «Косил Ясь конюшину…».
К 80-м годам «эстрадная революция», которую совершили вокально-инструментальные ансамбли, докатилась и до национальных окраин. Одним из тех, кто стоял у истоков башкирской эстрады в нашем городе, был руководитель вокально-инструментального ансамбля «Лучи радуги» Марат Зайнетдинов.

Я долго прикидывал, с чего начать разговор. С 1987 года, когда он начал музыкальную карьеру в составе «дедушки» башкирской эстрады – ансамбля «Юлдар»? С 1989-го, когда на Башкирском телевидении были записаны 22 песни этого коллектива, из них 16 – М.Зайнетдинова? Или с 1991 года, когда он создал «Лучи радуги»?

А может, лучше с того дня, когда он впервые взял в руки отцовский баян? Отец – нефтяник, работяга – благословил его тогда: «Учись, сынок, в жизни пригодится!». И в 6 лет Марат уже играл плясовые и любимые песни родителей. А в первом классе взрослые парни по вечерам стучались к ним домой, просили родителей отпустить пацана посидеть у крыльца с гитарой. Никто лучше него в селе не владел этим инструментом.
По деревенским меркам три километра – не расстояние. Так и проходил Марат по три километра четырежды в день: утром – в школу в посёлок (своей школы в деревне не было) и обратно, а после обеда – новый вояж, в музыкальную школу. Восьмилетку заканчивал уже в Стерлитамаке, родители перебрались в город.
В первый же день учёбы в химико-технологическом техникуме первокурсник Марат Зайнетдинов организовал ВИА «Силуэт». И на все четыре года ансамбль стал незаменимым участником всех мероприятий и праздничных вечеров в техникуме. Потом, как полагается, – армия с дедовщиной во всей красе. На призывном пункте в Уфе седой полковник пробасил: «Добровольцы в Афганистан есть?».
– Я уже собирался сделать шаг вперёд, – вспоминает он, – но поймал испуганные взгляды матери и отца. Молодые были, безбашенные. Нас воспитали патриотами. Я ведь в армии даже в партию вступил. Время было такое.
Вернулся домой, имея за плечами пятнадцать прыжков с парашютом. После армии поначалу было не до песен. Слесарь на химзаводе – работа, не слишком располагающая к творчеству. Там свищ, тут трубопровод прорвало…
– Где какая авария, первой бросали нашу бригаду, – вспоминает Марат. – Самая высокая труба на заводе была за мной. Работали исключительно в противогазах…
Творческого человека ничто не остановит. Вскоре на М.Зайнетдинове были уже все заводские мероприятия. Даже в ГДР съездили с выступлениями. Потом была группа со странным названием «Бюдоус». На самом деле ничего странного: «Бюро добрых услуг», под крышей которого и создали коллектив. Была такая контора на улице Мира, в число «добрых услуг» которой входили и ритуальные. (Так и напрашиваются ассоциации с «репетициями» лихих музыкантов из фильма «Весёлые ребята»). В репертуаре «Бюдоуса» были песни из «Машины времени», «Биттлз» и других звёзд.
– А как ты пришёл в национальную эстраду?
– Знакомство с Минигали Хуснутдиновым стало поворотным пунктом. Он-то и пригласил меня в ДК железнодорожников.
На закате советской власти, в середине 80-х, поэтические вечера Стерлитамакской писательской организации проходили с аншлагами. И не где-нибудь, а во Дворцах культуры города. Дело было не в пристрастии горожан к башкирской поэзии, а в том, что сопровождались они выступлениями группы «Юлдар», в репертуаре которой были песни М.Зайнетдинова на стихи местных поэтов. Потом он создал свои знаменитые «Лучи», без которых вот уже два десятилетия не обходится ни одно серьёзное мероприятие на уровне города.
Мы беседовали с Маратом в канун его юбилея. Когда за плечами полвека жизни, по-иному смотришь на многое. Неизменны лишь творческие приоритеты. Сегодня «Лучи радуги» – единственный в городе национальный эстрадный коллектив, который уже четырнадцатый год подтверждает звание народного.
С этим коллективом связано творчество целой плеяды талантливых певцов: Рашиды Утякаевой, Сажиды Гайзуллиной, Мирата Хакиева, Даниса Багауова, Фатиха Калимуллина… Здесь начинали те, кто сегодня выступает на уфимских подмостках: Нурия Ярмухаметова, Салават Хужахметов, Рауф Сальтяшев. Школьницей пришла в «Лучи радуги» Гульнара Хасанова, ныне одна из солисток театра песни «Айдар».
А добавьте сюда Стерлитамакский башкирский театр, в котором ему доверяли музыкальное оформление некоторых спектаклей, ВИА «Мы – из СССР», группы «Рубеж», «Юлдар», с которыми также неразрывно было связано творчество музыканта, аранжировщика, композитора и певца Марата Зайнетдинова. Можно быть уверенным: желающих поздравить своего друга и коллегу по творческому цеху с юбилеем будет много.

 

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (16 мая 2012). Рубрика: Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти