В башдрамтеатре прошла пьеса “Кодаса”

«Кодаса» – родственница родителей мужа или жены. Так трактует башкирско-русский словарь это слово. И так называется музыкальная комедия одного из классиков  башкирской литературы Баязита Бикбая, творившего в эпоху расцвета в литературе соцреализма.

Ставить в начале XXI века советскую пьесу, воспевающую торжество идеалов социализма в колхозной деревне и рост классового самосознания трудящихся, решится не каждый. Даже если это комедия. Пусть даже музыкальная комедия. Но, зная творческий почерк Азата Зиганшина, можно было не сомневаться, что получится нечто оригинальное. Так оно и оказалось.

На оригинальность настраивало уже оформление художника Альберта Нестерова. Сценическое пространство им было решено в интересных ярких тонах, в каком-то мозаичном стиле. Что, видимо, должно было подчёркивать некую условность происходящего на сцене, отказ режиссёра от штампов соцреализма. Даже сруб колодца, вокруг которого разыгрываются шекспировские страсти, больше напоминает орнамент красочного паласа.

Интрига пьесы закручена вокруг, скажем прямо, двух немудрёных любовных треугольников: отец хочет сосватать сыну боевую вдову, на которую положил глаз сосед – мулла (представитель враждебного класса, а значит, отрицательный комедийный герой), а себе – при живой жене – прихватить невесту сына.

 Вывести на чистую воду не в меру любвеобильного старика берётся «конферансье спектакля» герой Ильяс в исполнении Гилюса Мингазова. Его поразительное сходство с известным артистом Хабенским даёт ему некую фору на сцене. А оригинальные режиссёрские решения (он предстаёт перед зрителем в лубочных штанах с лампасами, в будённовке и с милицейским свистком во рту, с помощью которого он, как арбитр, то и дело вмешивается в ход спектакля), делают этот образ ещё более эксцентричным, ярким.

Разводить «по углам ринга» противников ему помогает другой главный герой – батрак (а значит, априори положительный герой) Ахмет (Ильгиз Акимбетов). В итоге побеждает молодость, торжествует справедливость, интриганы и прощелыги наказаны.

В необычных амплуа предстали также исполнители других главных ролей. И если зритель уже привык к «хулиганским выходкам» народного артиста РБ Филарита Бакирова, который из образа муллы Мухаметши может на секунду «вывернуться» в вождя мирового пролетариата или как привидение вылезть из сусеков в мучной пыли,

то образ Шамсии в исполнении заслуженной артистки Физалии Рахимовой стал новым в творческом багаже актрисы. Перед зрителями предстала громогласная бой-баба, пышные формы которой не дают покоя жуликоватому служителю культа. Мониста не висят, а лежат на её роскошной груди. А сзади, что называется, можно стакан ставить.

Образы двух главных героев в исполнении Ильфира Баймурзина (Басыр) и Резеды Амекачевой (комсомолка, активистка, бригадирша и, наконец, просто красавица Наза) должны символизировать победу законов новой власти над канувшими в прошлое отцовскими законами, «данными Адамом и Евой».

Воплощением последних является отец нашего влюблённого героя престарелый ловелас Яппар в исполнении народного артиста РБ Равиля Галина. Нечего сказать, хорош он в сцене, когда, набравшись самогону, в обнимку с гармонистом Сашей в «бесовской одежде» выходит из зала, распевая «Сербиянку с выходом».

Не менее энергична и его сценическая супруга Махмуза (народная артистка РБ Ниса Бакирова). Если надо, может и плёткой отстегать своего «старого кобеля», и острым языком отшить знойную Шамсию, домогающуюся её сына.

Музыкальное оформление Урала Идельбаева, основанное на народных песнях и частушках, в сочетании с доминирующим живым исполнением (хормейстер Афарим Аксурин) и хореографией Сулпан Аскаровой тоже стали выигрышным фактором, добавив в музыкальную комедию элементы народного колорита.

Финал венчает вызывающе монументальная сцена, воплотившая дух эпохи: под народные мелодии в небе маячат аэропланы с красными звёздами, над головами поднимаются красные транспаранты с призывами: «Ботэ власть – советтарга!», развеваются красные флаги и косынки передовых доярок, красная ленточка в руках массовки обрамляет сцену красной звездой. И над всем этим триумфом коллективизации взмывает перекрестие серпа и молота.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (31 мая 2012). Рубрика: Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти