На вопросы читателей отвечает главный градостроитель Стерлитамака

Наталья Михайловна Винклер после окончания Стерлитамакского строительного техникума начала трудовую деятельность во Владивостоке, куда была направлена по распределению. Потом с красным дипломом окончила градостроительный факультет Харьковского института инженеров коммунального строительства. По возвращении домой была ведущим специалистом в мастерской «Башкиргражданпроект», впоследствии переименованной в проектный институт «Стерлитамакгорпроект». С 1994 года трудится в администрации города. В мае нынешнего года утверждена в должности начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Стерлитамак.

Наталья Михайловна считает, что правильнее было бы называть её не «главный архитектор», а «главный градостроитель». Ведь человек, работающий на этом посту, должен уделять больше внимания вопросу градостроительной политики: развитию города, созданию комфортной среды проживания.

Так кто же такой сегодня главный архитектор города – созидатель или чиновник? Об этом и о многом другом мы говорили с новым начальником отдела архитектуры городской администрации. И наша беседа началась с обсуждения именно вопросов градостроительной политики.

В советские времена всё делалось по плану, естественно, составлялись и планы застройки городов. Есть ли сегодня в градостроительстве такое понятие, как генплан?
– Конечно. Последний генплан, разработанный институтом «Ленгорпроект», был утверждён в 1994 году. В 2010-м институт «Башкиргражданпроект» (Уфа) сделал его корректировку, в 2011-м он был утверждён.

Что изменилось в генплане 94 года?


– По большому счёту, нереализованной осталась транспортная схема. Например, планировалось расширение улицы Советской, но там успели построить банк «Уралсиб». На Богдана Хмельницкого построили детскую поликлинику. Неизменным осталось то, что развитие города предполагается, в основном, в западном направлении, в продолжении ул.К.Муратова. Здесь мы подошли к черте города, дальше идут земли района. Переговоры о выделении земель идут, но проблема здесь в том, что часть этих земель – паевые. Надо их выкупать у частников.


Другое перспективное направление – южное. Здесь мы готовим проект планировки Прибрежного жилого района площадью в 60 гектаров. Этот район расположен вдоль ул.Гоголя, на территории бывшего плодопитомника. Здесь есть возможности для подключения к сетям газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения…

Жилой район будет расположен вдоль реки Ольховки. Участок очень интересный, и это даёт возможность запланировать его и с точки зрения градостроительства, и с точки зрения архитектуры, комфортным, удобным для проживания и инвестиционно привлекательным.

Одна из проблем, которая волнует наших читателей – жителей новостроек, – большая скученность, нехватка игровых площадок, парковок для автомобилей, спортивных площадок, аллей и просто зелени…


– Этот вопрос мы постоянно поднимаем в работе с застройщиками. В последнее время уже на стадии разработки документации земельный участок под будущий дом формируется с учётом градостроительных норм, то есть, с достаточной площадью, чтобы разместить детские и спортивные площадки, площадки отдыха, парковки. Сегодня без расчётов элементов благоустройства проектная документация просто не пройдёт государственную экспертизу.

Озеленение же территории новостроек выполняет застройщик в период сдачи объекта, и чаще всего зелёные насаждения просто не приживаются, или уже через несколько месяцев их ломают. В прошлом году были высажены ёлки вдоль ул.Артёма, но к лету многие из них просто засохли, а зимой часть была варварски уничтожена.Вдоль улицы Строителей на следующий год планируется устройство бульвара с посадкой деревьев различных пород, с цветниками и газонами.

Ещё одна, не менее болезненная проблема города – транспортные пробки. Город интенсивно застраивался в шестидесятые – семидесятые годы, когда личный автомобиль считался роскошью. Свою негативную роль сыграла и доминирующая в то время мода в архитектуре. Ведь как бы было здорово, если бы проспект Ленина не «завернули» на проспект Октября у Вечного огня, а протянули бы дальше и закольцевали где-нибудь на 23 Мая! Или, например, магистральную улицу Худайбердина проложили бы не в четыре, а хотя бы в шесть полос. Но что сделано, то сделано. Улицу Худайбердина не расширишь: мешает тоннель. Но что-то ведь надо решать. Транспортный поток растёт, уже сейчас пробки не меньше, чем в Уфе…


– Увы, улицу Худайбердина расширить нельзя. Но уж коль мы не можем её расширить, надо её разгрузить, пустив поток по другим улицам. А для этого придётся построить путепроводы через железную дорогу. Ведь многие едут по Худайбердина только потому, что не хотят стоять на шлагбауме где-нибудь на Профсоюзной или на Салтыкова-Щедрина. Сейчас у нас запроектированы путепроводы на Салтыкова-Щедрина, Профсоюзной и в районе железнодорожного вокзала, с выходом на улицу Нагуманова.

По улице Водолаженко сделали дорогу через РТС на ВТС, но такую узкую, что две встречные машины едва могут разъехаться… Неужели нельзя было сделать её хотя бы в четыре полосы?


– Изначально дорога планировалась как четырёхполосная, но в связи со стеснёнными условиями было принято решение о строительстве двухполосной проезжей части при условии, что в перспективе две полосы будут достроены. Несмотря на то, что дорога узкая, многие уже почувствовали, что Худайбердина несколько разгрузилась. Не так, как хотелось бы, но всё же… Теперь из западного района города можно быстрее попасть на ВТС. В перспективе планируется продолжить строительство и «объездной дороги». Это позволит вывести троллейбусную линию с улицы Коммунистической на ВТС.

Много жалоб от читателей по ларькам на остановках. В некоторых местах они вообще вытеснили автобусные павильоны, как, например, на остановке «Железнодорожный вокзал». Там пассажирам даже стоять негде.
– Ну, на железнодорожном вокзале, думаю, киоск однозначно уберут. Он построен с нарушениями. Сейчас вопрос решается в суде. Дело в том, что разрешение выдать легче, чем потом убрать ларёк.

Читатель С.Крокус пишет о том, что в восьмидесятых годах был принят проект застройки набережной Стерли, в котором были предусмотрены видовые площадки (спуски к реке), детские площадки, прогулочные дорожки. Но утверждённый проект так и не был реализован.
– Да, такой проект ещё в советские времена существовал, но из-за нехватки средств лёг под сукно. К настоящему времени он устарел. К 250-летию города, возможно, удастся получить средства из республиканского бюджета на благоустройство набережной Стерли от ул.23 Мая до ул.Кирова. Мы считаем, что город, расположенный на реке, точнее, на реках, должен иметь набережную с прогулочными аллеями, велосипедными дорожками, местами отдыха.

– Много жалоб по Михайловскому микрорайону. Изначально он был запроектирован как проблемный. На западе ограничен улицей Сазонова, на юге – Шафиева. Причём обе улицы односторонние: Шафиева тянется вдоль Стерли, Сазонова идёт вдоль железной дороги и теряется где-то во дворах. Общественный транспорт по ним не ходит. Нельзя ли пустить там хотя бы маршрутку?


– В своё время маршрутку запустили, но народ почему-то не пошёл, и водителям маршрутных такси там оказалось невыгодно ездить. На перспективу разрабатывается проект расширения улицы Сазонова с выходом через ул.Вокзальную на Сакко и Ванцетти. Для этого придётся построить мост через ул.Худайбердина, параллельно железнодорожному пути, и мост через Стерлю.

Много нареканий читателей по летним кафе, пивбарам и прочим закусочным, которых расплодилось в городе немерено.
– Раньше летние кафе, шашлычные, закусочные в городе действительно были напастью. Сейчас их стало значительно меньше. Требования к ним мы ужесточили. Главное, чтобы летники были привязаны к стационарным кафе.

В нашем городе есть заброшенный уголок, который постепенно превращается в мусорную свалку. Это старое русло Стерли между Свято-Никольским собором и улицей Пантелькина. А ведь из него можно было бы сделать неплохой парк.

 


– Парков у нас, действительно, недостаточно. А те, что есть, больше подходят под определение «сквер». По генплану как раз в том самом месте, о котором вы говорите, запланирован лесопарк. В ближайшие 2-3 года собираемся привести это место в порядок.

Может ли архитектор запретить строительство объектов, которые, даже если и соответствуют нормативам, портят архитектурный ансамбль?
– Мы по большей части – чиновники. При этом у нас нет полномочий, чтобы запретить строительство на том основании, что объект нам не нравится. Чётко определён регламент документов, которые необходимо представить, чтобы получить разрешение на строительство того или иного объекта. Но правилами землепользования и застройки, принятыми в 2008 году, предусмотрены в зонах особого регулирования градостроительной деятельности (вдоль магистральных улиц, на территории общественно-деловых зон) повышенные требования к архитектурным решениям, и они принимаются только на конкурсной основе. К каждой зоне есть свои требования, регламенты, учитываются все аспекты проекта. В состав конкурсной комиссии, которая рассматривает данные проекты, входят практически все архитекторы нашего города, которые работают в проектных организациях.

Зачастую в обращениях читателей содержится обоснованная тревога за судьбу исторической части города. Вернее, старинных домов, которые ветшают, сносятся…


– Полномочия по сохранению памятников архитектуры переданы Министерству культуры. Мы на местах должны обеспечивать условия для их сохранения. Генеральный план развития города включает в себя и архитектурный историко-опорный план, который охватывает историческую часть города. В нём прописаны все памятники архитектуры, есть рекомендации по их сохранению, использованию. Мы за то, чтобы не только сохранить исторический центр, но и при дальнейшей застройке учитывать и поддерживать его стилистику.

Понятно, что существует извечная проблема нехватки средств. Но ведь есть общепринятая мировая практика: старинные дома можно отдавать в частные руки с условием, что владельцы приведут их в порядок и будут содержать в исправности. Один из таких примеров в нашем городе – массив между улицами Комсомольской, Худайбердина и К.Маркса. Ещё в начале двухтысячных мимо пустых глазниц старых зданий страшно было ходить: всюду валялись шприцы, презервативы, бутылки… А сами здания напоминали Брестскую крепость: в подвале – воды по колено, и сквозь два этажа зияло небо. Предприниматель А.Наумов всё привёл в порядок, и сегодня это один из преуспевающих кварталов с развлекательным комплексом и различными офисами.
– Такая практика у нас применяется. Так, сегодня наметился инвестор, который выкупил бывший фотосалон «Фантазия» (в последнее время известный как бар «Алебарда») и высказал желание восстановить торговые ряды Баязитова, которые тянулись от этого бара в сторону здания театра танца.
Другой положительный пример – один из домов купца Утямышева по улице Худайбердина, 23, который принадлежит РОСТО. Руководство РОСТО заказало проект реставрации, который прошёл государственную экспертизу в Министерстве культуры РБ. Там уже идут ремонтно-реставрационные работы.

Но даже там, где удаётся сохранить самобытность старого города, он теряет своё лицо. Я имею в виду рекламные щиты и баннеры, которыми занавешены не только современные, но и старинные дома. Существуют ли какие-нибудь ограничения на наружную рекламу на исторических зданиях?


– Есть ограничения по установке рекламных баннеров не только на исторических, но и на любых зданиях. Может, обратили внимание: мы по городу уже не ставим новые рекламные конструкции. Но владельцы и арендаторы зданий самовольно развешивают на фасадах баннеры. Сегодня мы занимаемся этой проблемой, иногда совместно с прокуратурой. Здесь масса юридических тонкостей. Необходимо подготовить предписание на снятие незаконно установленного баннера. Это предписание нужно отправить по почте заказным письмом с уведомлением или вручить лично владельцу под роспись. Если он и после этого не снимет его, мы должны обратиться в арбитражный суд. Бывает, после суда убирают, а потом снова вывешивают. И всё начинается заново.

На зданиях должны быть окна, а не цветные растяжки. Есть цивилизованные способы установки рекламы. Пусть владельцы зданий оформляют рекламу в виде световых коробов, витрин. Это и более эстетично, и не нарушает архитектурного облика зданий.

Стерлитамак – город с большой историей, которая насчитывает без малого два с половиной века. И его самобытность, его прошлое, настоящее и будущее, его внешний облик, который нам предстоит сохранить и донести до наших потомков, зависят от нас – горожан.

Автор: (12 Авг 2012). Рубрика: Главное, ЖКХ, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментариев 10   “На вопросы читателей отвечает главный градостроитель Стерлитамака”

  1. Петр Аркадьевич

    В Михайловке пустите автобус по Шафиева, зимой вечером туда невозможно добраться

  2. Марат

    Проекты-генпланы, про всё это уже смешно читать. Что 20 лет назад, что сейчас – только планируют, да собираются… А между тем, недостроенный мост через Стерлю (а если точнее – его один построенный пролёт) по той самой главной южной объездной, которая должна связать Коммунистическую и Суханова, уже разваливается. Опять деньги на ветер. Потом признают эти конструкции негодными, а проект бесперспективным. Хотя эта дорога имеет просто стратегически важную роль, тем более – с “планами” по застройке города вдоль Ольховки и в продолжение улицы Караная Муратова. И этот проект в разы важнее, например, пешеходной галереи и дворца спорта. Нужно добиваться и “доставать” Уфу, Москву, Минтранс, РЖД (это я отвечаю на опережение тем, кто начнёт говорить про проблему путепровода с железной дорогой). Да-да, РЖД также участвует в финансировании некоторых проектов, касающихся железных дорог (в данном случае – путепровода). А город, разделённый железной дорогой, которую можно пересечь только по двум путепроводам (один из которых в промзоне) и трём переездам (один из которых также в промзоне) – это проблема в том числе и РЖД. Что касается путепроводов в принципе, то та же Уфа к 450-летию вхождения Башкирии в состав России отстроила грандиозный проспект Салавата Юлаева с десятком путепроводов. Появились они и на трассе Уфа-аэропорт. А в Стерлитамаке никак не могут построить хотя бы один путепровод через железную дорогу и один мост через реку. И вот этот недостроенный мост всё также разваливается (и в статье об этом ни слова), как и ни слова о другом случае “денег на ветер” – забитых сваях экс-дворца спорта в районе дом быта, на месте старой площадки городской ёлки. Печально.
    Что касается транспортный проблемы жителей Михайловки, то этот вопрос уже поднимался ни один раз, в том числе на страницах «СР» и каждый раз у чиновников находятся отговорки. Естественно, что там не будет пассажиропотока. Его в принципе не может быть при отсутствии регулярности движения. Вспомните, также было на улице Худайбердина на участке от проспекта Ленина до автовокзала, пока там не появились троллейбусы (а ходившие автобусные маршруты №№1, 2, 8 возили, по сути, случайных пассажиров). Но появилась троллейбусная линия и 17-й маршрут, на котором изначально работали всего 4 троллейбуса с интервалом в 20 минут (и 40 минут в «обеденное» у водителей время). Но пассажиропоток рос и выпуск на маршрут в лучшие времена увеличивался до 9-ти троллейбусов, а интервал, соответственно, падал до 8-9 минут. Вот и по Шафиева может быть пассажиропоток, но сначала должно появиться регулярное движение. Когда-то по Шафиева ходил автобусный маршрут №5: “Колхозный рынок – Сельхозхимия – Шафиева – колхозный рынок”, а также маршрутное такси №24. Бегала по Шафиева и «восьмёрка», когда мост через Стерлю на дом быта закрывали на капремонт. А про фактически “убийство” полноценного автобусного маршрута №14 (а затем и 14А), который являлся связующим звеном между Михайловкой и остальным городом, я просто молчу. Зато там теперь “процветают” маршрутные такси №№20 и 30.

  3. Марат

    Кстати, про Шафиева. В каких-то “генпланах” развития электротранспорта города до 2010-го года, опубликованных ещё в 90-е годы, новые троллейбусные линии планировалось пустить не только по улица Артёма, но и по Строителей, южной объездной, северной объездной (КОК-Строймаш-Первомайск), а также по улицам Социалистическая (что, кстати, лично я поддерживаю двумя руками – хотя бы в коротком варианте от ж/д вокзала по Вокзальной улице через нефтебазу и Лесной улице до улицы Кочетова и пустить там 18-й маршрут до Соды), а также троллейбус должен был появиться по улице Шафиева (от дом быта) с уходом на улицу 23-го мая до улицы Гоголя. Но, как мы все знаем, этот план, как и большинство другие – так и не были реализованы.

  4. pensioner

    Статья очень животрепещущая, т.к. очень хотелось бы, чтобы наш город был красивым и уютным. Недостатков очень много: узкие улицы, новые дома строят рядом с проезжей дорогой( ост. К. Муратова), тесные дворы в новых микрорайонах, нет озеленения, детям негде погонять футбол, покататься на коньках. В новых районах нет ни парков, ни скверов, ни фонтанов, даже птицы дохнут.
    В городе не строятся интересные по архитектуре здания, в основном к новому жил. дому пристраивают различные магазины с разными безвкусными вывесками. Например, одна из центральных улиц Коммунистическая выглядит просто ужасно, она похожа на балаган из за обилия кричащих реклам, вывесок, из за отсутствия интересных архитектурных сооружений. Единственный сквер возле Дома Связи тоже запущен, фонтан не работает, а само здание миллиардера ОАО”Башинформсвязь” выглядит очень облезлым и убогим.
    На ул. Артема на месте автостоянки, возле заправки строят ужасно несоразмерное громадное здание ТЦ. Обычно подобные здания принято строить за городом, т.к. оно громадное и похоже на большой сарай или тюрьму, а его выстроили прямо перед окнами довольно симпатичного жилого дома, хотя там прекрасно выглядел бы сквер с фонтаном. На ул. Артема глазу просто негде отдохнуть, улица тянется бесконечно, беспрерывно.
    Так что ставлю Вам ДВОЙКУ!

  5. Олег Машковский

    Интересно кто придумал покрасить южный фасад Дворца спорта чёрной краской,летом эта стена будет сильно нагреваться ,ведь весь день будет на солнце?

  6. Марат

    А это, видимо, модно так. Креативно 🙂

  7. Алексей Кузьмин

    А меня весит очень фраза про дорогу от Караная Муратова до ВТС: “Изначально дорога планировалась как четырёхполосная, но в связи со стеснёнными условиями было принято решение о строительстве двухполосной проезжей части при условии, что в перспективе две полосы будут достроены” . А вот блин, – мост что, взрывать будут и строить новый? или вышки ЛЭП переносить? или сады сносить?
    В целом в нашем городе со вкусом у архитекторов и администрации – полный и беспросветный кошмар! С каждым днем город становится безвкуснее. Торговый центр на Артема – ужас просто. Переход на Дом быта и горгазе – еще хуже! Для чего он такой высокий? чтобы инвалидам и мамам с колясками было легко им пользоваться? Кроме того – почему он крытый? чтобы летом там умереть можно было?

  8. Марат

    Переход крытый потому, что это безопасность. Внизу – троллейбусная контактная сеть с напряжением в 600V, да и просто проезжая часть. А у нас найдётся полно любителей плюнуть вниз, кинуть что-нибудь, да или самим кинуться. По плану, галерея будет оборудована системой воздухообмена. Что касается высоты, то она также “пляшет” от троллейбусной линии. А вот про инвалидов и коляски – то лично я не понимаю, почему лифт сооружается только с одного из трёх входов. Это для меня загадка.

  9. ольга

    здравствуйте всем! у меня один вопрос -когда будет “проект изменения правил землепользования и застройки”?

  10. Резеда

    Добрый день! Подскажите, пож-та , путепровод планируемый в районе жд вокзала каснется гаражей по ул.Вокзальная, уведомили ли их собственников о решении, земля в аренде не под строительство? С какими трудностями можно столкнуться в будущем при покупке гаража в собственность в данном районе сегодня?

Ответить

*

Фотогалерея


Войти