В довоенном Стерлитамаке крутили цветное кино


«Кино «Салават». С 3 августа и ежедневно на экране новый цветной фильм «Соловей-соловушка» («Груня Корнакова»). Начало сеансов в 6, 8 и 10 часов вечера».

Эта афишка в городской газете, на первый взгляд, не представляла никакого интереса. Ну, фильм, ну, цветной. Про какую-то Груню Корнакову… Если бы не одно «но»: газета была от 6 августа 1938 года.


Выходило, что в довоенном Стерлитамаке, в кинотеатре «Салават» по ул.К.Маркса, крутили цветные фильмы. Причём отечественные. И это в стране, где первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь» был снят в 1931 году. А первые полноценные цветные фильмы появились только после войны. С этим следовало разобраться.

…Вообще-то, праотцом цветного кино можно назвать одного из основателей синематографа знаменитого режиссёра Жоржа Мельеса. Того самого, что 110 лет назад, в 1902 году, снял «Путешествие на Луну». Это был не только первый приключенческий фильм с десятками сногсшибательных кинотрюков, но и первый цветной фильм. Правда, цвет он приобрёл с помощью кисточки и красок: Мельес собственноручно раскрасил каждый кадр фильма. Понятно, что этот «не наш метод» не мог быть запущен в массовое производство.

Одним из пионеров цветного экрана был российский экспериментатор С.М.Прокудин-Горский. Благодаря ему мы сегодня имеем цветные снимки Л.Толстого, эмира Бухарского, пленных австрийских солдат Первой мировой войны, виды Уфы (он бывал в Уфимской губернии), башкирских и русских деревень, представителей народов России в национальных костюмах (в том числе и башкир)…

Суть его способа в том, что свет, проходя сквозь призму, расщепляется на три основных цвета. При съёмке каждый цвет фиксируется на отдельную чёрно-белую фотопластинку. Затем – обратный процесс: обработанные позитивные фотопластинки проецируются на экран сквозь цветные фильтры и фокусируются вместе. То есть без применения цветной плёнки получается цветной слайд.

Есть сведения, что таким же способом режиссёр Мартин Торнтон ещё в 1914 году в Великобритании снял фильм «Мир, плоть и дьявол». Первый целиком цветной фильм — «Чёрный пират» — появился в 1926 году. Но в СССР цветное кино оставалось диковинкой. В 1931 году Н.Анощенко снял первый цветной документальный фильм «Праздник труда». Наконец, в 1936-м режиссёр Николай Экк (тот самый, что снял первый в СССР звуковой фильм «Путёвка в жизнь») снял «Груню Корнакову», больше известную как «Соловей-соловушка».


Сюжет фильма насыщен идеологическими штампами: буржуи веселятся и обжираются, а рабочие валятся с ног от усталости. Работницы фарфорового завода, ведомые отважной Груней Корнаковой, поднимают бунт и забрасывают буржуинов вазами, а Груня получает ранение. Но призывает подруг не сдаваться.

Премьера фильма состоялась 11 июня 1936 года в московском кинотеатре «Художественный». Его даже возили в США, правда, никого там не удивили. Ещё в 1931 году в Голливуде была построена лаборатория по обработке цветной плёнки, и к концу 30-х в США будут снимать эпопеи типа «Унесённых ветром».

Основное достоинство фильма «Соловей-соловушка» – цвет. Правда, преобладают большей частью красный и синий с различными оттенками. Режиссёр эффектно использовал цвет, в буквальном смысле сгущая краски: кадры с буржуями сняты в светлых, ярких тонах, рабочие трудятся в мрачных подземельях. Цвета нереально густые и нереалистичные, как в мультфильме. Не шедевр, но прекрасно подобранная музыка в сочетании с цветом, сделали его в своё время хитом. По свидетельству старожилов, у кинотеатра выстраивались огромные очереди, чтобы посмотреть на это чудо кинематографии. Но до начала войны других цветных фильмов отечественная кинематография осилить не смогла. Первый полноценный цветной фильм «Иван Никулин – русский матрос», снятый на трофейной плёнке (режиссёр Игорь Савченко), вышел в 1945 году.

 

Автор: (8 Авг 2012). Рубрика: История, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти