Стерлитамак, Салават, Ишимбай могут объединиться в город-миллионник

В администрации городского округа состоялось выездное заседание коллегии Министерства экономического развития РБ.

Вёл его министр Евгений Маврин. В центре обсуждения – вопросы кластерной политики.

Организаторами – или как сейчас говорят, модераторами – двухдневного мероприятия выступили Минэкономразвития РБ и организация «Деловая Россия» в лице вице-президента Николая Остаркова и его помощника по экономическим вопросам Анастасии Алехнович. Выездная сессия собрала компетентных и заинтересованных лиц для обсуждения главного вопроса – «Кластерные инициативы Республики Башкортостан как драйверы стратегии новой индустриализации России и базовый инструмент создания новых высокопроизводительных рабочих мест». Несмотря на сложное название, презентации и доходчивое объяснение докладчиков превратили собрание многоумных слов во вполне понятную даже не специалисту картину.


Для справки: кластер – сконцентрированные по географическому признаку в определённых областях группы взаимосвязанных компаний (в их числе: производственники, научные институты, поставщики, торговые объединения и др.), конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу. Кластер очень приближённо походит на отраслевую кооперацию. Специалисты различают ядро кластера (какую-то крупную компанию, вокруг которой и происходит экономическая деятельность), но главным для жизнеобеспечения кластера является так называемый драйвер – компания, которая даёт импульс для развития кластерной инициативы. Это может быть предприятие некрупное, к примеру, разветвлённый логистический узел рядом с гигантами-производителями или частное вертолётное предприятие по соседству с курортами. Думается, в нормальной экономике кластерные инициативы возникают стихийно, сами по себе, просто потому, что развиваться таким образом диктует логика рынка. Как это произошло у нас в регионе с животноводческим кластером. Немного поддержки – и теперь индустриальные фермы с каждым годом только наращивают обороты.

Евгений Викторович Маврин, говоря о развитии кластеров в современной экономике республики, отметил, что действующая стратегия не учитывает основные риски и вызовы времени, поскольку всё ещё высока степень экспортно-ориентированного сектора в структуре производства, а углеводородная база неуклонно уменьшается, высок уровень износа основных фондов, снижается количество трудоспособного населения, и инновационная политика всё же больше походит на развитие промышленной отрасли. Необходимо сместить акценты в сторону развития территориального зонирования, считает Маврин.

– Это наша давняя мечта – начать проводить выездные коллегии, собираться на территориях, которые богаты людьми и идеями, – говорит Е.В.Маврин. – Это правильно и логично. Есть некоторые размышления, как объединить промышленные предприятия в единое формирование, но, прежде всего, это должны решать сами промышленники. Безусловно, со стороны Правительства республики мы будем предлагать формы стратегического развития территорий и совместного развития предприятий через механизмы субконтрактации малого и среднего бизнеса.

Фундаментальная идея кластерных инициатив заключается в том, чтобы территорию Башкортостана сделать специализированной, уникальной, где каждая зона развивается в своём секторе и успешно конкурирует на рынке с аналогичными секторами соседнего Татарстана, других регионов страны или зарубежья. Министр экономического развития подчеркнул, что нам никуда не деться от мировых тенденций миграции населения из сельской местности в города, из городов в мегаполисы. Это необходимо учитывать при составлении стратегии экономического развития и планировании территорий. Однако без взаимодействия с предприятиями районов и городов, без учёта интересов крупных экономических субъектов, имеющих собственные стратегии и маркетинговые планы, без координации работы со всеми заинтересованными субъектами инициатива не приведёт к ожидаемым результатам. Поэтому на встречу были приглашены представители производственных предприятий и эксперты. В частности, на собравшихся произвели впечатление доклады младшего партнёра «StrategyPartnersGroup» Сергея Лозинского, который проанализировал региональные программы развития кластеров; Евгения Орловского, партнёра «Monitor Group», обозначившего подход к выбору целевых кластеров в лучшей мировой практике и факторы успеха при внедрении стратегий кластерного развития; управляющего партнёра компании «Мост маркетинг» Виктора Ларионова, уже непосредственно говорившего о результатах экспертизы проекта, касающегося республиканского нефтехимического кластера.

Экономисты видят нашу республику в зонах, востребованных для кластерных образований. Запад республики располагает всеми необходимыми составляющими для формирования кластера нефтепромыслового машиностроения (города Туймазы, Октябрьский и пос.Серафимовский). На юге республики г.Кумертау будет вовлечён в кластер малой авиации, и, как утверждают специалисты, это станет принципиальным фокусом развития региона. К западу от Уфы уже реализуются кластерные инициативы в животноводстве.

Министр экономического развития вполне убеждён, что образование кластера на основе химических и нефтехимических гигантов в лице

акционерных обществ «Газпром нефтехим Салават»,

«Сода»,

«Каустик»,

«СНХЗ»,

«Синтез-Каучук» естественным образом приведёт к агломерации Стерлитамака, Салавата, Ишимбая. Появится город-миллионник – замечательный сосед столицы, интересный с точки зрения новых решений в области технологий, культуры, образования, новых возможностей для инвесторов и, конечно, создания новых рабочих мест. Кстати, наш нефтехимический кластер попал в число 25 победителей конкурса пилотных программ развития территориальных инвестиционных кластеров, объявленного Минэкономразвития РФ. Эта победа даёт возможность поддержки кластера посредством включения в федеральные целевые программы и участия в реализации проектов внутри кластеров госкорпораций.


Заместитель главы администрации Стерлитамака Ринат Райманов поделился впечатлениями о своём визите во французский город Гавр, объединивший вокруг себя более 10 лет назад 17 муниципалитетов (коммун). Ринат Фаатович акцентировал внимание на сходстве Гавра и Стерлитамака, одинаково развивающих нефтехимический комплекс. Агентство CODAH – специально созданная французами административная структура, управляющая агломерацией как в вопросах экономики, так и в сфере бытовых отходов. Все коммуны прошивают и связывают современные трамваи. При тенденции Стерлитамака к агломерации будет весьма полезно воспользоваться опытом и наработками г.Гавра, считает Р.Ф.Райманов.

Закрывая многочасовую пленарную часть, министр Е.В.Маврин отметил, что кластерная тематика – это не дань моде, а один из эффективных и реальных путей развития вместе с предприятиями собственных территорий.

Автор: (8 Авг 2012). Рубрика: Главное, Лента новостей, Экономика. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментарий 21   “Стерлитамак, Салават, Ишимбай могут объединиться в город-миллионник”

  1. Ильдар

    Хорошая идея

  2. Недовольный

    Пишите “Ишимбай, Салават, Стерлитамак” или “Стерлитамак, Ишимбай, Салават”.

  3. Петр Аркадьевич

    Говорить мастера объединяйте уже давно пора. Трамваи скоростные пустите между городами.

  4. Fint karibo

    полный бред.

    • Васян

      Все кратко и по делу! Суммируя кол-во жителей 3-ех городов не могу получить заветный Лям жителей по прописке. Идея изначально утопическая, не хочу помогать строить убитые дороги ст. Ишимбаево КБШ ЖД, на каток в Салават то же скоро перестану кататься, свой на подходе.

  5. Бред

    Ну что за бред, это что у нас – дань моде, Москва расширилась и давайте все города в миллионники объединим. Пусть предприятия между собой объединяются сколько им хочется, еще бы толк от этого объединения был, зарплату приличную кроме Газнефтехима никто из них платить не хочет, а причем тут обычные жители, о них кто-то подумал – переделка паспортов, а сколько улиц повторяющихся, их тоже переименовывать, в бюджете что – деньги лишние, сколько уже можно тратить на фиг знает что.

  6. Loki

    Давно пора. И вообще такое объединение неизбежно – это лишь дело времени. В Стерлитамаке и Ишимбае один леший работу найти проблема, у же многие работают в Салавате… Так что надо начинать с улучшения регулярных транспортных сетей. ( Даёшь монорельс! 🙂 )
    P.S.: Интересно как будет называться новый город-миллионник… 😉

    • Артур Аллаяров

      Подзатыльник вам надо дать рельсом, чтоб выбить из вас детские фантазии и чтоб начали вы думать по-взрослому, прагматично. По-вашему, мы так хорошо живем и денег некуда девать, кроме как на такие дорогие игрушки? Думали во что обойдется проектирование, строительство, закупка подвижного состава? А меж тем, между городами есть неплохая автомобильная дорога, не резоннее ли ее привести в отличное состояние?

  7. гость

    МАНИЛОВЩИНА!!!!!

  8. Гость

    Дубльгис стерлитамак уже начал, в одной карте- стерлитамак, салават и ишимбай.

  9. васяня

    Все просто.Кто-то захотел нагреть руки.Это-же какие бабки будут замешаны-концов не найдеш.А работягам лучше не станет.Таких примеров еще не было.

  10. Артур Аллаяров

    А что, существование трех городов как отдельных административных единиц как-то препятствует экономической кооперации? Если да, то как именно? Объяснили бы участники заседания конкретно и объективно, не ограничиваясь расплывчатыми формулировками и зарубежными примерами.
    Лично я препятствий никаких не вижу: тот, кто хочет, тот сотрудничает, какая при этом разница, один большой ли этот город или – три отдельных небольших. Ведь одна же страна, одно экономическое пространство, один и тот же налоговый и инвестиционный климат.
    Есть такое слово – целесообразность. Наверное, заседатели о его существовании забыли. Наполеоновкие, прямо-таки, амбиции покомандовать хочется: “Равняйсь! Объединяйсь!” 🙂

    • vfhbyf

      точно-точно!

    • Гузель Ситдикова

      Возможно, вы правы, Артур. Если есть интерес к сотрудничеству, расстояния и проч. не помеха. Правда, я слышала, что “миллионники ” финансируются из федерального бюджета иначе – больше им выделяют. И потом сейчас мода на кластеры, и наш нефтехимический кластер – хороший задел, чтобы его представлять на самых разных уровнях. Опять-таки кластеры дополнительно финансируются, говорят, выделяют средства даже на строительство инфраструктуры меж городами. Может, ответ в этом. И, конечно, объединив три городка, “миллионник” не получишь, надо ещё районы добавлять… Но и тогда не получается.

      • iskander

        Все слова.., нужен хороший хозяин… ВСЕ…

      • Артур Аллаяров

        Не убедили. Особенно – словами “слышала”, “говорят” и “мода”. Первые два – это ни что иное, как слухи и домыслы, а третье в данном контексте вообще неуместно: речь-то идет не об одежде, прическе и сумочках… в кавычки, что-ли, взяли б это слово…
        Кластер (как я понимаю) – это некая форма сотрудничества, взаимодействия между предприятиями. Да, предприятия градообразующие, но, все же, при чем здесь города, в которых они находятся?
        Я лично сильно сомневаюсь, что объединенному городу (именно городу, а не кластеру) будет существенно больше перепадать из федерального бюджета.
        Инфраструктура между городами. Между нашими городами есть автомобильная дорога, есть железная дорога (в Ишимбае – по крайней мере, в его промышленной части на левом берегу Белой). Какой же транспорт вам еще нужен? Фуникулер? 🙂
        Я против объединения, но “за” – за сотрудничество.

  11. Родион

    У нас в Стерлитамаке мэр с нашим городом не разберется(город утоп сначало в снегу-теперь в грязи)-надо не объединять города , а лучше работать в своем городе…

  12. Регина

    От этого нового производства будет излучение на 200 км. Вы что детей мутантов хотите, поддерживая эту идею?! Все города России отказались от строительства, и только Салават согласился, потому что плевать на население.

    • Артур Аллаяров

      Простите, а “излучение” чего? И каков род излучения? Электромагнитный? Радиационный? Оптический? Акустический? Или излучение мифического “биополя”? Или, может, это “излучение” подобно влиянию башен “противобаллистической защиты” на некоторых персонажей из повести Стругацких? 🙂

  13. sem

    В Салавате хотят построить завод кислоты для краски а ближе 50 километров нельзя а если будет поселок городского типа то пожалуста вот вам и обьединение городов..Газ пром рулит..

Ответить

*

Фотогалерея


Войти