О перспективах развития судебной защиты потребителей

Руководитель местной организации по защите прав потребителей Г.Р.Егорова не сидит на месте. Принимает участие в конференциях, съездах, пленумах, где обсуждаются и решаются проблемы развития и  усовершенствования системы охраны прав покупателей.

– Сейчас очень много делается для того, чтобы россияне могли покупать качественные товары и получать услуги на уровне мировых стандартов, – говорит Гузель Равиловна. – Решению этих проблем была посвящена и международная конференция «Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей в современных условиях глобальной общественно-экономической интеграции», которая проходила недавно в Москве. Я принимала участие в её работе.

Сейчас называют мероприятие международным, если на него приезжают представители республик СНГ.
– На этот раз в обсуждении заявленной тематики участвовали специалисты из государств – участников СНГ и стран Евросоюза (Литовская Республика, Федеративная Республика Германия). А с докладами выступили члены Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии и Международной федерации потребительских организаций. В работе конференции участвовали также представители Нидерландов и Монголии.

Какие обсуждались проблемы?
– Проблемы не только обсуждались. На круглых столах предлагались реальные пути решения. Все они сфокусировались в ключевой теме, которую я назвала в начале нашей беседы. Круглых столов было несколько: «Актуальные вопросы, связанные с обеспечением надзора за соблюдением качества и безопасности пищевых продуктов», «Обеспечение прав граждан при предоставлении им банковских и иных кредитно-финансовых услуг», «Проблемы и перспективы развития судебной защиты прав потребителей».

О банковских услугах можно подробнее?
– Напомню, что Всемирный день защиты прав потребителей в этом году был посвящён качеству банковских услуг. Самыми типичными нарушениями в этой сфере являются сокрытие информации о полной стоимости кредита в годовых процентах, навязывание недоброкачественной и дорогой страховки при кредитовании, недобросовестная деятельность коллекторов по урегулированию задолженности. Плохо, что полномочий у общественных организаций немного, поэтому стоит информировать граждан о подводных камнях кредитования…

Вы думаете, это как-то поможет? Многие люди, нуждающиеся в кредитах, знают о перечисленных нарушениях, но острая нужда в деньгах заставляет закрывать глаза…


– Но когда их открывают – идут в суд. Активность потребителей растёт прежде всего из-за развития социальных сетей и популярности Закона «О защите прав потребителей». Новые технологии мобилизации пострадавших потребителей – это уже реальность.
Хотелось бы узнать и о перспективах развития судебной защиты потребителей.


– 23 июня состоялся пленум Верховного суда Российской Федерации на тему «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», на котором я тоже побывала. На пленуме Верховный суд РФ разъяснил проблемные вопросы, было принято постановление.
Чем может оно заинтересовать рядового потребителя?
– Многим. Например, в одном из его пунктов даются разъяснения по поводу защиты законных интересов граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе её реализации (предоставления) соответствующие товары или услуги.
Что это означает на практике?

– Это означает, что если гражданам оказывается государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг и был причинён вред жизни, здоровью, имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков соответствующего товара (услуги), такой вред подлежит возмещению в полном объёме. И соответственно в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, должны разрешаться вопросы о компенсации таким гражданам морального вреда и об альтернативной подсудности.

Аналогичным образом следует трактовать и пункт постановления, где говорится о защите прав потребителей услуг, которые оказывают медицинские организации в рамках как добровольного, так и обязательного медицинского страхования.
Потребителям также будет интересно узнать, что судам общей юрисдикции подведомственны дела по заявлениям Роспотребнадзора (его территориальных органов) о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортёра) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Предполагаются ли штрафы за нарушение прав потребителей?


– В одном из пунктов разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его законных прав, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией и т.п.), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование судом.

В соответствии с пунктом 6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» такой штраф составляет 50 процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.

Гузель Равиловна, для бизнесменов возврат денег за товар – это нежелательные издержки. И многие из них начали поговаривать о покупательском экстремизме, о начавшейся войне с бизнесом…
– Защита прав потребителей – это не война с бизнесом, а разновидность гражданско-правовых отношений. Именно они являются основой цивилизованного рынка.

 

Автор: (2 Авг 2012). Рубрика: Лента новостей, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти