Как педагоги и родители учатся быть партнёрами

Семью и школу объединяют внешние интересы, а разъединяют внутренние противоречия. Например, вопрос дисциплины: нередко находятся папы и мамы, не желающие верить в то, что их любимое чадо пропускает занятия, срывает уроки, грубит учителям. Так возникает самый типичный конфликт между родителями и педагогами. Разбираются в нём и улаживают отношения между недовольными друг другом сторонами школьные психологи.


Педагог-психолог школы N 10 О.С.Богданова считает, что без союза родителей с педагогами дисциплину не наладишь, а без неё какая учёба! При этом не обязательно быть во всём единомышленниками – вполне достаточно стать партнёрами, которые понимают, что друг без друга дела не сделаешь.

Оксана Сергеевна, вы могли бы перечислить, так сказать, ассортимент дисциплинарных нарушений?
– Среди нарушений дисциплины есть старые, как мир, и совершенно новые. К первым относятся разговоры на уроках, хождение по классу, прогулы, опоздания и т.п. Ко вторым – обмен sms-ками с друзьями, прослушивание музыкальных записей, игнорирование замечаний учителя, откровенная грубость и даже оскорбления в адрес учителя.

Как известно, особенно трудно педагогам в подростковых классах. Почему?


– Подросток во что бы то ни стало хочет стать своим в группе, которую он считает крутой, добиться признания и уважения одноклассников, поэтому и начинает творить разные каверзы. К тому же в подростковых классах действует эффект стадности, или, выражаясь научным языком, динамический стереотип. В 12-13 лет не каждый может оказать сопротивление давлению группы, где приняты определённые нормы поведения.

Стандартный вопрос: что делать?
– Стандартный ответ: обычно учителя вызывают родителей в школу, прибегают к помощи директора и т.п. Это так называемый авторитарный стиль наведения порядка, основанный на страхе. Он имеет сразу два минуса. Во-первых, негативно влияет на самочувствие тонко организованных детей, а во-вторых, в наше время не даёт положительного результата.

Большинство педагогов нашей школы проблему дисциплины решают, стараясь повысить своё профессиональное мастерство. Опыт показывает, как высоко ценят подростки учительские знания и даже гордятся ими. Как-то на перемене я услышала:

– Наша-то никогда по учебнику не рассказывает. На каждом уроке что-нибудь да устроит. Артистка!


По моим наблюдениям, ребята уважают учителей, которые никогда не повышают голоса, относятся к ним дружелюбно и стараются как можно чаще проводить с ними внеурочное время.

Есть у нас учителя, которые пытаются соединить школьную жизнь с жизнью семьи. Учитель вместе с детьми и родителями встречает Новый год, отмечает дни рождения, устраивает спортивные соревнования, выезжает на природу, причём берёт с собой собственного мужа и детей. Интересно, весело и для дела полезно! В этом случае альянс семьи и школы даёт самые замечательные результаты. И родители, и педагоги больше не прибегают к угрозам, нотациям, наказаниям. Они создали свой микромир. В нём устанавливаются нормы поведения, которые никто не нарушает.

Это, безусловно, прекрасно, но, как всё прекрасное, редко. Чаще между современной школой и семьёй возникает много противоречий именно по вопросам воспитания. И учителя, и родители недовольны друг другом. Первые – низким уровнем общей и педагогической культуры, нежеланием многих родителей заниматься воспитанием собственных чад, потребительским отношением к школе («За что учителям деньги платят?»). Вторые недовольны учительским профессионализмом, жалуются на оторванность методов воспитания от реальной жизни.

Как разрешить эти противоречия, характерные для современной семьи и школы?

– На мой взгляд, единственное, что может сгладить углы и решить назревшие проблемы, – это доверие семьи к школе, а школы к семье. И честные партнёрские отношения помогут зарождению этого доверия.

Автор: (10 Авг 2012). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти