Подробности августовского педсовета

 

Все знают, что конференция  – это обычное производственное совещание с цифрами, фактами, обсуждением разрешаемых и неразрешаемых проблем без захватывающих поворотов сюжета. Августовские педагогические конференции – классика жанра. И нынешнее республиканское педагогическое совещание не сулило ничего необычного. Работников СМИ собрали в пресс-центре и объявили, что нас раскидают по маршрутам: конференция должна быть освещена со всех сторон.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ?

В школе N 31 ждали Президента Р.З.Хамитова. Волновались. А зря. Рустэм Закиевич внимательно слушал директора Светлану Борисовну Битунову, доброжелательно задавал вопросы, вникая в каждую мелочь. Ему было интересно, какие в учебном заведении кабинеты и чем они оснащены. Попросил показать самый лучший и самый худший. Но таковых не оказалось. В хорошей школе всё было на должном уровне. Похоже, высокий гость остался доволен увиденным. И Светлана Борисовна, перестав волноваться, повела Президента в музей народного образования Стерлитамака.

Хозяйка музея Валентина Александровна Букреева бойко, по-пионерски начала докладывать. Во время паузы Рустэм Закиевич неожиданно задал вопрос, глядя на стенд с фотографиями начальников отдела образования разных лет:
– Для кого создан музей? Для ребятишек? Я не знаю, не могу подсказывать, но пока мы видим только стенды. Заставить детишек читать, что на них написано, довольно сложно, да и старые фотографии для них нечто абстрактное. Всё это интересно ветеранам и педагогам. Они посмотрят, поностальгируют. Детям же нужно что-то познавательное, интересное. Вот, например, в 1836 году в городе условно проживало 10 тысяч человек и была одна школа, где учились 15 мальчиков, – это уже образно, интересно. Хорошо, что появился такой музей, но необходимо избегать показухи.

Ребёнок должен зайти сюда и открыть рот. Из такого музея ему не захочется выходить.

Президенту явно не по душе формальный подход к делу и мероприятия для галочки. Но его убедили, что музей ещё молодой, не успел покрыться пылью веков, поэтому, видимо, и не хватает образности.

Если бы дали слово детям, то они согласились бы с Рустэмом Закиевичем. Ребятишкам интересна живая история: любопытно ведь послушать разные прикольные рассказы о школьной жизни. 15 пацанов в классе! Вот раздолье! Как жили эти мальчишки? За что им двойки ставили, за что хвалили или наказывали?

Учителям, конечно, полезно узнать о старинных методиках, коллегах, которые делали оригинальные педагогические открытия, полистать пожелтевшие от времени методические журналы. Но это уже совсем другая история.


ТЁТИ МАШИНЫ ОБЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В школе N 33 Президента познакомили с устройством пропускной и противопожарной систем. Директор Альбина Мидхатовна Губайдуллина решила продемонстрировать действие автоматизированной информационной системы «Образование». И начала с рассказа о том, как эта система используется при заказе школьных обедов. На что Рустэм Закиевич тут же отреагировал вопросом:

– А не проще сказать: «Тётя Маша, сегодня в столовую придут столько-то человек». Информационная система не для того, чтобы обеды заказывать. Погоня за информатизацией может дойти до абсурда.

Президенту объяснили, что работа со столовой – только одна из функций АИС. Главное – это создание единого информационного пространства как внутри школы, так и вне её (имелась в виду связь с другими школами). При установлении и использовании системы учитывался опыт уфимской школы N 54.

Р.З.Хамитова серьёзно волновало, какую конкретную пользу могут принести те или иные новшества, как они окупятся в материальном и интеллектуальном смыслах:

– Я хочу понять востребованность начинаний, если о них докладывают, мне важно понимать, что это не пустая формальность, а новая интересная штука! Нам надо находить такие точки, где мы не догонять будем, а сразу опережать то, что есть в обществе.

Позднее на пленарном совещании Президент привёл в пример интерактивный познавательный комплекс Стерлитамакского информационно-методического центра:

– Сегодня в Стерлитамаке в информационном центре мы посмотрели тренажёр, который демонстрирует ребятишкам жизнь подводного мира, космические достижения, разные путешествия.

Огромный экран, хорошее звуковое сопровождение, отличные учебные программы в него встроены. Вот это – то, что нужно. Тренажёры, которые позволят ребёнку увидеть подводный мир, космос, путешествовать по Земле, по нашей республике. И этим мы можем заинтересовать ребят. Если в Стерлитамаке нужно 3-5 или 10 таких центров, давайте их создадим! Давайте будем сюда ребят возить. В райцентре нужен такой класс – интересный, современный, динамичный, с хорошим программным обеспечением. Мы даже можем создать специальную структуру с тем, чтобы были новые формы обучения. А не учить учителей, как перекачивать фотографии на ноутбук. Поэтому я за то, чтобы это развивалось. И не надо догонять, а надо выходить сразу в точки, в которых мы опережаем своих, так сказать, воспитанников. Потому что сегодня со старших групп детского сада, с первых классов школы ребёнок умеет уже и в Интернете работать, и перекачивать фотографии, и на телефон снимать, и записывать звук, и т.д.


В НОВОМ ФОРМАТЕ

Пленарное совещание Р.З.Хамитов начал с весьма необычного заявления:

– Мне написали доклад – очень красивый, симпатичный. Я такие доклады не читал и читать их не собираюсь… Наша жизнь не должна идти в соответствии с тем, что написано на бумаге, которую только на макулатуру можно отправить. Жизнь ставит другие задачи. Мы должны им соответствовать, если хотим быть успешными. Если хотим, чтобы республика была действительно на высоте по всем направлениям.

Ещё раз подчеркну, что встреча должна быть взаимополезной. И вы должны выступать так, чтобы нести новую информацию. И мы до вас тоже должны доводить самые свежие факты, самое интересное из того, что у нас есть сегодня во властных структурах.


Стоит отметить, что республиканские августовские педагогические совещания с 2011 года изменили формат. Теперь на традиционном педагогическом форуме появились дискуссионные площадки, круглые столы, интенсивный обмен опытом. И пленарные совещания тоже превратились в своеобразный дискуссионный клуб, где обсуждались не только тревожащие педагогов проблемы, но и вёлся активный поиск их решений.

Далее в своём выступлении руководитель республики говорил о постепенном снижении дефицита мест в детских садах:

– В этом году мы должны сдать около 50 детских садов и получим порядка 11 тыс. мест. Это детские сады современные, зачастую с бассейнами. Дорогие – слов нет. Одно место в детском саду нам обходится от 500 тысяч до 1 млн.рублей . Конечно, на это требуются огромные ресурсы: в этом году порядка 4,5 млрд. направлено на строительство детских садов. Колоссальная цифра! Никогда такого в развитии дошкольного образования не было.

Президент призвал активнее развивать альтернативные формы дошкольного образования. Особое внимание он акцентировал на необходимости сокращения неэффективных расходов в системе образования:

– Мы уже мобилизовали все ресурсы, которые можем направить в эту отрасль. Где деньги? Как они расходуются? 5,5 млрд. рублей неэффективных расходов – это только официальная цифра, выведенная по нормативам, которые нам спускают «сверху» наши федеральные учреждения, министерства. У нас с вами 150 классов, в которых учится по одному ученику, 300 с лишним классов, в которых по два школьника, и около 500 или 600 классов, в которых учится по три ученика. Но самое страшное не это, а то, что возрастает бюрократический аппарат, разрастается структура, которая получает финансирование через систему образования. При этом не делает того, что должна делать.

Я формулирую следующее: Министерству образования в течение года снизить неэффективные расходы на 20 процентов. Решайте эту задачу не за счёт сокращения школ, не за счёт сокращения начальных школ. Ищите внутренние резервы. А как иначе? И эти деньги останутся у вас, пойдут на повышение заработной платы учителям.

Меня сегодня спрашивали: «Почему вы вводите одноканальную систему управления в республике? Мы привыкли к тому, что у нас есть Президент, есть Премьер, аппарат Правительства, аппарат Президента». Я говорю: «Ту работу, которую может сделать один человек, не нужно делать вдвоём». И ту работу, которую может выполнить один аппарат, не нужно выполнять двумя аппаратами. То же самое – школы. Посмотрите, ищите резервы, ищите тех, кто «присосался» к деньгам школ, кто кормится от этого. Уходите от всех этих дублирований, всех этих «рыб-прилипал».

В тоне Президента был выдержан и доклад министра образования А.С.Гаязова, который говорил о внедрении в образование новых форм, о необходимости сделать современную систему обучения и воспитания мобильной, динамичной, гибкой, быстро реагирующей на запросы времени и удовлетворяющей потребности населения.

Обсудили на пленарном совещании проблему социальной защищённости педагогов, а также вопросы повышения качества образовательных услуг, организации безопасности учебных заведений, модернизации системы общего образования.

В заключение Президент обратился к учителям:

– Хочу поздравить всех присутствующих в зале с приближающимся Днём знаний, с тем, что мы с вами продолжаем трудиться несмотря ни на какие проблемы. Также хочется отметить тех, кто добился особых успехов, и вручить им награды, которые они воистину заслуживают.

Автор: (15 Авг 2012). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти