Уроки и перемены глазами независимого наблюдателя

Если задумаешься, почему фильмы о школе – кинодрама Ролана Быкова «Чучело» и сериал «Школа» Валерии Гай Германики – вызвали такое бурное негодование большинства зрителей, придёшь к банальному выводу: мы не любим, когда разрушаются наши привычные, устоявшиеся представления. «Школьные годы чудесные с книгою, с дружбою, с песнею…» – формула очередного успокаивающего нервную систему мифа. И всё-таки, какая же она, современная школа? Ученики говорят одно, учителя – совсем другое. Концы не сводятся с концами. Может, стоит попробовать взглянуть с позиции независимого наблюдателя? Договорившись с директором одной из стерлитамакских школ, я внедрилась в самое обычное учебное заведение. Начала с первых классов.

ДЖОН, ТЫ НЕ ПРАВ!

Раннее утро. К школе движется вереница автомобилей, за ней следуют безлошадные граждане. Это родители провожают детей на учёбу. Малышей-первоклашек доставляют прямо к дверям и сдают учителям с рук на руки.

Ох, как нелегко приходится с ребятишками, впервые переступившими порог школы! Они являются из семей с разным достатком и уровнем культуры. Не чистые листы, как уверял английский философ и педагог Джон Локк, а маленькие человечки с характером и сложившимися убеждениями.


В 1 «А» (литера, обозначающая класс, имена, фамилии учеников и учителей изменены) буквально за несколько дней сформировался типичный детский коллектив со своими лидерами, первыми красавицами, задаваками и вундеркиндами. Есть там мальчик, которого невозможно не заметить. У него звонкое имя Антон. Ему очень идёт рубашка с галстуком-бабочкой. Очки в дорогой оправе придают первокласснику недетскую солидность. Чувствуется, что ребёнку это нравится. Здорово быть непохожим на других! Все сразу обращают внимание. Любит Антоша щегольнуть и каким-нибудь взрослым словечком. Когда на школьной линейке одному из учеников стало плохо, он авторитетно заявил:

– Ему гемоглобина не хватает!

Заполняя документы, логопед попросила его назвать адрес.

– Где я прописан? – спросил мальчишка.

Но этот разумник почему-то не знал дату своего рождения и не мог назвать времена года.

Голубоглазая блондинка Лиза уже хорошо понимает силу своей красоты. Мама беспрекословно выполняет все требования капризной дочки. Девчонка попробовала командовать одноклассницами, но те посчитали себя не хуже Лизы и дали отпор задаваке. Тогда она быстренько завела себе задушевную подружку и стала понемногу приучать её к своему диктату.
У похожего на всклокоченного воробушка Андрейки на лбу красуется синяк – бился дома с братом-четвероклассником. К учёбе мальчик относится прохладно, ленится, учиться ему не нравится. Ребёнок ничего не знает и знать не хочет. В первые дни даже цвета не мог назвать. Как обрадовалась учительница, когда мальчик, увлёкшись рисованием, попросил показать ему жёлтый карандаш.
Зато какая умница Регина! Она уже пробует читать детскую энциклопедию и умеет найти там нужную статью.

Даша тоже учится с увлечением, но девочка очень любит поговорить. Всё время что-то обсуждает с подругой. Она знает очень много стихов и гордится этим.

Гузель и Дамир сидят вместе. Они пишут и рисуют левой рукой. Учительница говорит, что сейчас левшей не переучивают. Прошли времена господства над природой. Природе теперь следуют, а не исправляют. Гузель и Дамир – старательные ученики. Особенно им нравятся уроки математики и рисования. Дамир моментально решил задачу из учебника Л.Г.Петерсон. А с ней не каждый взрослый мог справиться.

Алина – девочка гордая и самолюбивая. Если у неё что-то не получается, нервничает и злится, помощь её только раздражает.

Вот и попробуйте на этих «чистых листах» написать свои тексты. Классная руководительница Валентина Ивановна, она же первая учительница, она же репетитор (занималась с детьми на специальных курсах подготовки к первому классу), использует свои приёмы.

СТИХИ И МАТЕМАТИКА

Раннее утро ранней осени. Шаловливый ветерок, залетевший в класс через форточку, принёс запах прелой листвы и свежесть уходящей ночи. Понедельник. Дети зевают. После выходных они капризны и невнимательны.

– Доброе утро, – приветствует их Валентина Ивановна. Они подхватывают:
– Доброе утро, птицы запели….


Урок математики щедро сдабривается стихами. Без них учебник Людмилы Георгиевны Петерсон изучать невозможно. Стихи учат фантазировать, находить сходство у разных предметов и явлений, развивают внимательность, чувство ритма и юмора. Иначе задачек не решить.

Я вспоминаю свой первый урок арифметики. Учительница читает нам условия задачи:
– На ветке сидела птичка. К ней прилетела ещё одна. Сколько птичек сидело на ветке?

Нам с соседкой Машкой было интересно, что за птичка сидела на ветке. Почему к ней прилетела другая? Подружка, что ли? И о чём они там чирикали? Разумеется, их стало две. И всё? Ну и скука!

А вот ученики Валентины Ивановны на математике не скучали. Они рисовали домики для цифр, сравнивали помидоры с кругами. Изучая понятие количества, отгадывали загадки: что может быть теплее одной шубы?

– Ну, конечно, две шубы!

Правильно! Лица ребятишек светятся улыбками. Они счастливы, что сами догадались. Так постепенно от конкретных вещей дети переходят к абстрактным понятиям. От урока к уроку растёт интерес к учёбе. Однако…

ДЯДЕНЬКА ИЛИ ТЁТЕНЬКА…

Полный текст читайте в газете “СР” № 182 от 19 сентября 2012 г.

Автор: (19 Сен 2012). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти