Об учителе и методике её работы

Театр и школа. Как много между ними общего! Талантливый спектакль бывает превосходным уроком для зрителей. А школьное занятие одарённого педагога превращается в спектакль, где учитель – и сценарист, и режиссёр, и актёр в одном лице. Неожиданно в разговоре со мной сходство театра и школы подтвердила директор школы N 7 Альфия Ихсановна Фахреева:

– У театралов есть выражение: пойти на Миронова или, например, Меньшикова. То есть иногда важен не спектакль, главное – насладиться игрой любимого артиста. У нас в школе есть учительница, на которую тоже «ходят». Из разных районов города, даже самых отдалённых от школы, звонят родители и просят зачислить ребёнка в класс Тамары Ивановны Карташёвой.

Она использует инновационные методики и программы?

– Использует, но дело не в этом. Любая методика – всего лишь инструмент. Он эффективен только в искусных руках. А у Тамары Ивановны любая методика и технология играет. Кроме них у неё есть одно очень действенное средство: «Л-3».

?

– Она любит детей, школу и профессию почти до фанатизма. Ученики на её стол стихи положили:

«Я люблю свою работу,
Я приду сюда в субботу,
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, 8-е Марта…».

Побывав на уроках Т.И.Карташёвой, я поняла ещё одну истину: школа, как и театр, одновременно и прогрессивна, и консервативна. Без новаторских идей она становится болотом, а без традиций разваливается. Традиции российского учительства у Тамары Ивановны в крови.

ДЕДУШКА ГУРИЙ ИВАНОВИЧ

Дед Т.И.Карташёвой Г.И.Белоусов был талантливым организатором и хорошим учителем. Он обладал, пожалуй, самым необходимым для педагога достоинством – терпением. Не допуская никакого насилия над ребёнком, терпеливо и ласково настаивал на своём. Не приказывал детям, а доказывал, что нужно сделать так, а не иначе. И это в эпоху ремня и стояния в углу! Сын часовщика, Гурий Иванович научился у отца филигранной точности, аккуратности и усидчивости. Жизнь его не баловала. В юности, закончив четыре класса церковно-приходской школы, он стал организатором начальной школы в селе Куклино Кировской области. В 1924 году, спасаясь от голода, переехал в Сибирь. В селе Митрофановское работал в местной школе, активно участвовал в ликвидации неграмотности. В годы Великой Отечественной был председателем совхоза. В конце войны его репрессировали. Но мастер на все руки, бывший учитель везде был нужен, поэтому и не пропал.

Овладев тайнами портновского дела, Гурий Иванович шил удобные и красивые вещи сначала детям, а потом и внукам.
Дочки, внучки, правнучки Г.И.Белоусова стали учительницами, получив в наследство от него любовь к детям, редкое терпение, уважение к личности ребёнка и традиционное для лучших российских педагогов неприятие насилия в любых формах.

СТИЛЬ ТАМАРЫ ИВАНОВНЫ

Однажды один из учеников Тамары Ивановны начал «выходить из берегов»: кривлялся, кричал, цеплялся к соседке, не реагируя на замечания. Учительница не опустилась до укоров, обличений, нотаций и наставлений. Она придумала другое – попросила бойкую девчушку с явными артистическими способностями изобразить нарушителя спокойствия. Девочка так и сделала.

– Неужели я такой? – удивился мальчишка. – Нет, я больше не буду. Не хочу быть таким!Весь учебный день он вёл себя образцово. В конце последнего урока попросил, чтобы маленькая актриса показала его в роли положительного героя. Она, с разрешения учительницы, с удовольствием исполнила просьбу.

– Хорошо, – одобрил мальчик, – теперь я всегда буду таким. По рукам?

– По рукам! – ответила довольная Тамара Ивановна.

Видно, что ребятишки рядом с ней чувствуют себя свободными. Они хоть и совсем ещё маленькие, но уже знают разницу между свободой и вседозволенностью, умеют ценить доверие классной руководительницы, стараясь быть помощниками – ответственными и самостоятельными. На уроках работают не за страх, а за совесть.
Как-то расшумелись, но стоило только Тамаре Ивановне сказать: «1 «Б», я вами недовольна» – и шум моментально затих. Без угроз и наказаний – полное подчинение.

Как это у вас получается?

– Не знаю. Наверное, мамины гены. Она у меня до пенсии работала в детском саду воспитательницей. Была у неё девочка. Маму и бабушку в грош не ставила. В сад ходить не хотела. Бушевала каждое утро. Ей даже пальто не могли надеть. Кое-как в одеяло заматывали и тащили в группу. Она всю дорогу брыкается, но как только увидит воспитательницу Галину Гурьевну, сразу становится тихой, покладистой и послушной. Чем это объясняется? Думаю, к детям, какими бы они ни были маленькими, нужно относиться требовательно и серьёзно, словно они взрослые, тогда всё наладится.

Вся жизнь Тамары Ивановны сфокусировалась в школе. Это тоже давняя традиция нашего учительства – не уходить домой, не переделав все дела. А дел много. Необходимо подготовить класс к завтрашнему дню, подтянуть отстающих, вызвать родителей и поговорить с ними о проблемах их чад, прибить, подклеить, подкрасить. Не секрет, что многие учительницы и мужей своих на помощь зовут. Тамара Ивановна – не исключение. Её супруг Геннадий Иванович – типичный учительский муж. Помогает буквально во всём: прикрутить, прибить, сфотографировать, организовать. Ни одно серьёзное дело без него не обходится.
Хорошо быть рядом с Тамарой Ивановной. Поговоришь немного – и плохого настроения как не бывало.

– Тамара Ивановна, приходится только удивляться вашему оптимизму и жизнелюбию. В чём секрет?

– Мне везло в жизни. Я выросла в дружной, весёлой семье, где много пели. Папа, Иван Савельевич Рябков, отлично играл на гармошке. Фронтовик, прошедший всю войну и видевший много горя, он никогда не был злым и хмурым. Правда, о том, что он пережил на фронте, никогда не рассказывал. Хорошо было дома. И учёба в институте была в радость. Часто вспоминаю студенческие годы и свою любимую преподавательницу Надежду Лукиничну Гребенникову. Незабываемы и первые годы работы в уфимской школе N 10. Директор Эра Самматовна Валиева, фанатично преданная школе, поддерживала меня во всём. С коллективом тогда быстро сошлась. Сейчас тоже всё хорошо. Так что мне везло и везёт с учениками, родителями, коллегами. Однажды, признаюсь, возникла необходимость, я хотела уйти из школы. А директор, тогда им был Владимир Викторович Никольский, мне говорит:

– Что поделаешь, если решила уходить, держать не буду. Но приди, пожалуйста, хоть на 1 сентября, на праздник.
Пришла, но уйти уже не смогла.

ЛЮБЛЮ И ПОМНЮ ВСЕХ

Отличник образования Республики Башкортостан Тамара Ивановна Карташёва подготовила одиннадцать выпусков. Её первые ученики – уфимские школьники, которые перешли в пятый класс в 1984 году, – не забыли свою учительницу. В 2008-м они разыскали её и устроили настоящий праздник удивлённой и обрадованной Тамаре Ивановне.

– Среди моих учеников есть настоящие звёздочки, – говорит она. – Это и победительницы всероссийских олимпиад Регина Каюмова (сейчас она живёт и работает в Москве), Ксения Свешникова; лауреаты международных и всероссийских конкурсов Иван Ронжин, Данил Шарипов, а также занявший второе место в городском конкурсе «Старт в науку» Альберт Каримов и талантливая Луиза Ишимбаева. Но я люблю и помню всех. Ученики наполнили мою жизнь смыслом. По большому счёту, я счастливый человек.

 

Автор: (5 Окт 2012). Рубрика: Крупным планом, Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 4   “Об учителе и методике её работы”

  1. екатерина

    спасибо за статью! статья отличная! и все таки как нам повезло с учительницей!

  2. Мавлютов Фидель

    Тамара Ивановна, мой первый педагог (1984год – 1-й класс). Дай Бог, Тамаре Ивановне, здоровья и терпения, для продолжения её благородного творчества. А как ещё, можно назвать: начальное обучение!? Спасибо, Тамара Ивановна, за те азы, которые Вы в меня заложили!!! Низкий Вам поклон, за ваше призвание и вашу работу!!!

  3. Луиза

    Любимая наша Тамара Ивановна, помним, скучаем! Дай Бог этому Человеку удачи во всем!

  4. Алексей С.

    Моя первая учительница 1981 год Уфа. Спасибо Вам.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти