Чем дышит Стерлитамак?

Стоит жителю крупного промышленного города даже ненадолго отправиться отдыхать в какой-нибудь «домик в деревне», как по возвращении он непременно поражается тому, насколько же тяжелее дышать в родном городе, чем на лоне природы. Смог стал привычной частью нашей жизни. За всё приходится платить – вот и наша цивилизация взимает серьёзную дань за те блага и удобства, что нам предоставляет. И эта дань включает в себя чистый воздух, давно ставший настоящей роскошью в крупных промышленных центрах.

Забравшись на крышу многоэтажки и кинув взгляд окрест, непременно увидишь там и тут множество  дымящих труб разных предприятий. Но одни ли заводы виноваты в том, что подчас нам трудно дышать? Или они – лишь одна из составляющих этой серьёзной проблемы?..

По данным Министерства экологии Республики Башкортостан, самый большой ущерб атмосфере наносят выхлопные газы автомобилей – это более 62 проц. от всего объёма выбросов. Десятилетие экономической стабильности, сопровождающееся активным развитием потребительского кредитования, позволило многим горожанам исполнить давнюю мечту и приобрести себе «железного коня». Количество автомобилей увеличивается на 5-7 проц. в год, это значит, что в ближайшие годы доля ущерба от выхлопных газов вырастет до 70 проц., а то и больше. Ведь процесс увеличения автопарка сложно контролировать – государство не может запретить покупать автомобили.

Как же остановить превращение городов в душегубки? Оказывается, здесь не нужно изобретать велосипед. Государство может контролировать производителей и продавцов автомобилей, предъявляя требования к двигателям, и обязывать нефтяные компании выпускать топливо более высоких экологических классов.

Уже не раз говорилось, что переход на «Евро-5» способен существенно очистить «лёгкие» города, снизить выбросы вредных веществ на порядок. В Башкирии уже сегодня основные игроки топливного рынка реализуют только «Евро-5». Нам повезло? Очевидно – да, хотя, даже производя более экологичные бензины, промышленники всё-таки наносят вред окружающей среде, и многие по-прежнему уверены, что одна заводская труба способна «переплюнуть» все выхлопные трубы городского транспорта вместе взятые!

 

Нужно отметить, что в последнее время крупнейшие промышленные предприятия всерьёз озаботились  проблемой экологии и выделяют на её защиту значительные средства. С 8 по 10 октября в Уфе прошёл III Межрегиональный экологический форум. В нём приняли участие предприятия, чья цель – сделать собственное производство максимально чистым. В рамках форума пообщаться с журналистами первой рискнула «Башнефть», нефтеперерабатывающим заводам которой многие любят попенять за грязный воздух в Уфе.
Последние годы компания занята воплощением многих серьёзных экологических проектов. В программе мероприятий – решение целого ряда задач: от технического перевооружения очистных сооружений на НПЗ и строительства установки по переработке нефтешламов до обеспечения населения чистой питьевой водой. Уже сегодня мероприятия, проведённые «Башнефтью», приносят реальный эффект: более чем на 1000 тонн в год снизилось количество выбросов в атмосферу диоксида серы, на четверть сократилось количество хранящихся нефтешламов, уже к концу следующего года 95 проц. попутного газа будет идти в дело.

В кулуарах экологического форума мы встретились с Радиком Фахретдиновым, директором департамента охраны труда, промбезопасности и экологии ОАО «АНК «Башнефть», у которого поинтересовались: действительно ли дело обстоит столь радужно, как об этом рапортует компания? Ведь не секрет, что такие промышленные гиганты, как уфимские НПЗ, просто не могут сделать производство абсолютно экологически чистым – это совершенно нереально. Экологически чистый НПЗ – это неработающий НПЗ!

– Мы не стремимся уйти от ответственности, – сказал Радик Фахретдинов. – Но контролирующим органам надо внимательнее присмотреться и к другим предприятиям в северной промзоне города, которые, возможно, сбрасывают в воздух вредные вещества, прикрываясь «широкой спиной» уфимских НПЗ. А заодно и к забытым старым городским свалкам, где в процессе разложения отходов образуется биогаз, в который входят метан, окись углерода, сероводород, а также десятки других соединений. Ведь как интересно получается: когда жители жалуются на химический запах, представители надзорных органов сразу идут к нам, и нередко на контрольных точках отбора проб не обнаруживают превышения предельно допустимых концентраций. А скрыть его на огромной территории завода, который работает круглосуточно, невозможно.

На просьбу прокомментировать «заслугу» выхлопных газов в загрязнении воздуха Радик Фахретдинов ответил, что компания по мере сил старается решать проблему загазованности:
– На АЗС «Башнефти» с июля продаётся исключительно топливо пятого экологического класса («Евро-5»). Согласно расчётам, при переходе со стандарта «Евро-2» на «Евро-5» суммарные выбросы в атмосферу уменьшаются в 10,5 раза по бензину и в 7,5 раза – по дизельному топливу. Поскольку в Башкирии у нас около 300 АЗС, то в республике действительно будет легче дышать. Конечно, не сразу, ведь не все разом сменят топливо – обязательной продажа «Евро-5» станет только в 2016 году. Но мы предлагаем сознательным и ответственным автомобилистам уже сегодня использовать более чистое топливо.

В следующем году на НПЗ «Башнефти» завершат оснащение основных резервуарных парков, оснастят современными герметичными системами улавливания лёгких фракций углеводородов. В 2013-2014 годах на «Башнефть-УНПЗ» планируется строительство дополнительной линии по производству элементарной серы с повышением глубины переработки сероводородсодержащего газа с 92 до 98 проц. и соответствующим снижением выбросов диоксида серы в атмосферу. Наверняка эта новость порадует многих жителей Черниковки, для которых «аромат» серы давно стал едва ли не привычным. Предполагается, что в результате реализации всех технических мероприятий в 2012-2015 гг. произойдёт снижение выбросов сернистых газов на 1050 тонн в год, углеводородов – на 7036 тонн. А до конца года ожидается подписание соглашения о сотрудничестве в области охраны атмосферного воздуха между Правительством Республики Башкортостан и ОАО «АНК «Башнефть».

Что ж, можно лишь поблагодарить «Башнефть» за те усилия, которые она прилагает для улучшения  экологической ситуации. И, конечно, очень хочется надеяться, что и другие крупные промышленные предприятия понимают всю важность проблемы грязного воздуха и также готовы выделять средства на её решение, модернизируя производство и очистные сооружения. Ведь только таким путём можно добиться, чтобы всем нам стало легче дышать – в буквальном смысле этого слова!

Ильшат ШАКИРОВ

Автор: (13 Ноя 2012). Рубрика: Главное, Лента новостей, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “Чем дышит Стерлитамак?”

  1. водитель

    причем здесь башнефть и стерлитамак? у нас нет их заправок!

Ответить

*

Фотогалерея


Войти