Туристы “Глобуса” – о походе на Кольский полуостров

Лето, наверное, – любимое время года большинства людей. Оно ассоциируется с каникулами, отпусками, морем, солнцем, горячим песком или дачей. Одним словом, лето – это время отдыха, а отдых может быть разным. Мы, туристы стерлитамакского клуба «Глобус», выбираем активный отдых, и наше лето наполнено экстримом, адреналином и морем новых ощущений и эмоций.

На этот раз нам предстояло путешествие в неизведанный нами уголок России – на Кольский полуостров. В последние годы мы покоряли бушующие реки Алтая и Саян, а про этот северный район знали немного, но тем более захватывающим и интересным обещал быть наш поход.
Точкой нашего прибытия был небольшой город Кандалакша. Мы прибыли поздно вечером и, конечно же, еще в поезде приготовили фонарики, так как до места начала сплава предстояло добираться ночью. Каково же было наше удивление, что в первом часу ночи ещё довольно светло, а водитель машины сказал, что ещё пара часов – и начнётся рассвет.
Белые ночи оказались очень удобными, ведь в это время можно сделать всё то, что не успел днём: кто-то рыбачил, кто-то ходил за ягодами после полуночи, а кто-то даже вышивал крестиком. Некоторые группы вообще сплавлялись по ночам. В общем, фонарики с запасными батарейками нам в походе не пригодились. А вот москитные сетки-шляпы пошли в ход сразу же – от комаров не было отбоя. Такие шляпы в этом походе стали неотъемлемой частью гардероба всей женской половины нашей группы. Кстати, поля каждой шляпы после нескольких дней пути в рюкзаке приобрели разнообразные изгибы и создали неповторимые образы для каждой из девушек.
Готовясь к походу, мы запаслись тёплыми вещами, так как погода по прогнозам не обещала быть тёплой и сухой. Кольский полуостров встретил нас прохладой и дождём, как мы и ожидали. Водитель сказал, что тепла у них за два месяца лета ещё не было. Почти каждый день шли дожди, уровень воды в реках стал очень высоким, такого, по словам местных жителей, не было уже 18 лет. В горных таёжных реках уровень воды зависит от времени года и осадков, за пару часов он может измениться на несколько метров, что бывает очень опасно.
Настало утро, облака разошлись, и солнце пригрело нас своими лучами. Куртки были сняты и убраны в рюкзаки, до конца похода они нам больше и не пригодились. Похоже, из жаркой Башкирии вместе с нами на Кольский полуостров прибыло солнечное лето. За десять дней дождь был всего один раз.
Стапель был в пяти километрах от Алакуртти, закрытого военного городка недалеко от российско-финской границы. Позавтракали, собрали катамараны, надели каски и спасжилеты (обязательные атрибуты туриста-водника), спустили суда на воду и начали свой маршрут по реке Тунтсайоки. Реки здесь озёрного типа, между порогами совсем нет течения, поэтому на плёсах приходилось активно налегать на вёсла. В первый день мы прошли несколько несложных, но довольно интересных порогов и повстречали несколько групп туристов из разных уголков России. Стоит отметить, что из-за простоты выхода на маршрут (наличие хорошей дороги и отсутствие пешего перехода) на реке много групп, в том числе и коммерческих. Каждая стоянка оборудована столом и скамьями, что очень удобно.
Наш маршрут был довольно серьёзным и насыщенным – четвертой категории сложности. На второй день мы подошли к порогу Яма, который при осмотре выглядел очень впечатляюще. Выставили страховку, организовали фото- и видеосъёмку и успешно преодолели это препятствие тремя экипажами, получив очередную дозу адреналина. Далее прошли ещё один порог – Котёл – и встали на стоянку. Здесь были наша первая баня и первая рыба, из которой мы и сагудай делали, и жарили, и солянку варили… ммм, вкуснотища! Тайга радовала нас черникой и голубикой, из которой получаются отличные пирожки и пончики.
На третий день, как это ни парадоксально, пришлось грести вверх по течению, хотя течением, конечно, это трудно назвать. Плыли мы уже по реке Кутсайоки, одной из самых красивых и сложных рек на Кольском полуострове.

На следующий день нам предстоял переезд ещё на одну речку – Красненькую, сплав по которой был наиболее сложным и интересным. Река вытекает из озера на высоте 249 м, имеет длину около 8 км (затем сливается с Кутсайоки), при этом имеет множество порогов и шивер, расстояние между которыми порой достигает 20 метров. Река большей частью протекает в каменных каньонах, и её прохождение требует довольно большого опыта, чёткой и слаженной работы экипажа катамарана, поэтому здесь уже не так много групп. Из соображений безопасности было принято решение обнести порог Кавказский, так как он представлял для нас опасность – большую вероятность переворота. Но кроме него было пройдено много других не менее захватывающих порогов: Короткий, Прыжок, Щёчки, Сомнительный, Муравей, БСТ, Тесный, так что впечатлений нам хватило.

Великолепная природа севера, скалистые берега, серьёзные пороги, рыбалка, белые ночи, песни под гитару у костра – одним словом, романтика. Что ещё можно добавить?! Ах да, конечно же, красивейшие водопады. На реке друг за другом находятся два потрясающих водопада – Оба-на и Маманя. Первый представляет собой порог шестой категории сложности, похожий на огромную ледяную горку, второй – водопад с высотой слива около 20-25 метров – считается непроходимым. Вы только представьте себе: вдалеке от цивилизации, проблем, суеты… закат, озаряющий небо красно-оранжевыми красками, красивая многоуровневая стоянка, позади горы, а перед вами – озеро и вид на бушующий водопад… Ну кто не захочет хотя бы на миг оказаться в таком чудесном месте! А нам повезло, ведь мы там были…
Наш поход подошёл к концу, прошли незабываемые 10 дней сплава. Но впереди нас ждало ещё много интересного: баня, Белое море, восьмичасовая прогулка на катере, Соловецкие острова, ночные прогулки по Санкт-Петербургу, разводные мосты, Петергоф и фонтаны. Через три недели путешествия с огромным багажом впечатлений мы вернулись домой – готовиться к очередным приключениям.

Е.ЛЕБЕДЬ

P.S. Для всех желающих отдыхать так же, как мы, двери турклуба «Глобус» открыты каждую среду в 19 часов по адресу: г.Стерлитамак, ул.Волочаевская, д.1, http://vk.com/globusstr.

Автор: (23 Ноя 2012). Рубрика: Лента новостей, Увлечения. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.