Поэтические размышления в русском драмтеатре

Время, сгустившись до предела, увеличивает скорость. Оно не даёт оглянуться назад. И мы летим в будущее, не успевая сообразить, что же с нами происходит. У японцев есть каменный сад рэндзю. Там можно перевести дух, задуматься, вспомнить о прошлом. Древние камни словно говорят: остановись, за суетой ты не видишь жизни! В Стерлитамаке нет такого сада, но есть театр, который время от времени напоминает нам о потерях во время суетливого бега. Вот и совсем недавно в русском драматическом зрители увидели весьма необычный спектакль.

Сценическое пространство превратили в небольшую уютную комнату с помощью столика, покрытого кружевной скатертью, свечей и кресла-качалки. На столе – раскрытая книга. Сразу стал ощутимым аромат старого доброго времени, когда телевизор и Интернет не съедали часы досуга и долгими зимними вечерами люди читали книги. За окном пела метель, за печкой – сверчок. Бабушка надевала очки и читала внукам Андерсена, Чехова, Диккенса. Наши замечательные бабушки и дедушки были из другого времени и совсем другими людьми.

Именно им, этим несовременным людям, посвятили свой спектакль режиссёр-постановщик Константин Дмитриевич Хотяновский и актриса Галина Романовна Шулепова. Они назвали его «Поэтические размышления. Уходящая натура». Постановка сопровождалась чудесной музыкой Эмиля Вальдтейфеля, которого тоже можно причислить к уходящей натуре. Сейчас этот немецкий композитор почти в полном забвении. А в своё время вальсы Вальдтейфеля соперничали с вальсами Штрауса. Одна из мелодий композитора была взята для «цыганской» песни «Милая, ты услышь меня…», а третья часть его вальса «Студентка» легла в основу песни «Мой костёр в тумане светит». Всё это было, было, было…

Действие началось с чтения Экклезиаста. «Суета сует, – читала артистка, – суета сует, и всё – суета! Что за польза человеку от всех трудов, над чем он трудится под солнцем? Поколение уходит, поколение приходит, а земля пребывает вовеки». Что остаётся будущим поколениям от прежних? Суета рождает только пустоту. В ответ – стихотворение Ивана Бунина в исполнении Константина Дмитриевича: «На высоте, на снеговой вершине, я вырезал стальным клинком сонет. Проходят дни. Быть может, и доныне снега хранят мой запоздалый след…». Достойны ли новые поколения такого наследства? «Я вырезал в полдневный час сонет лишь для того, кто на вершине». Такое вот требование – ни больше ни меньше! А дальше Галина Романовна читала рассказы Елизаветы Ауэрбах. Это была удивительно своеобразная и талантливая женщина. Она играла на сцене и писала о людях по тем временам обыкновенных, но отмеченных особой интеллигентностью, удивительным тактом и достоинством. Несмотря на тяжёлое время, заставлявшее не жить, а выживать, они сохранили оптимизм и веру в будущее. Одна очень старенькая учительница из этого славного поколения на ворчание по поводу примитивизма нынешней молодёжи отреагировала так:

– Природа развивается путём совершенствования и усложнения, человечество никак не может быть исключением. Но стоит учесть, что пути к более высокой ступени бывают разными. Современная молодёжь выбрала иную дорогу, и что из того? Мы читали книги, они осваивают компьютеры, общаются по Интернету. Культура не та? Культура – дело наживное. Важно, чтобы ребята поняли, что техника и комфорт, объявляемые ныне культурой, таковыми не являются.

Эпиграфом к рассказам Елизаветы Ауэрбах режиссёр выбрал стихотворение поэта Леонида Мартынова «Река Тишина» – о мужчине, который испугался любви и потерял любимую женщину. Красивые стихи о вечно повторяющейся истории: « Реки Тишины нет. Нарушена тишина. Это твоя вина. Нет! Это счастье твоё. Сам ты нарушил её, ту глубочайшую тишину, у которой ты был в плену». Не о том ли напоминает Экклезиаст? «Лучше покоя на одну ладонь, чем полные горсти тщеты и ветра. И ещё я увидел под солнцем: есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата, и нет конца всем его трудам, и не сыты его очи богатством».

Как читала Галина Романовна! Каждая женщина, находившаяся в это время в театре, чувствовала, что это – про неё. Вернее, речь шла о той, какой она хотела бы стать, но не получилось… Верх взяла суета. И снова в памяти всплывают строчки: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?». Только не дни были лучше, а люди. Уходящая натура… Так хочется, чтобы наши внуки хоть что-то унаследовали от неё. А может быть, они станут такими? Ведь говорит же Экклезиаст: «И возвращается ветер…».

Автор: (20 Дек 2012). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти