Один день с начальником отдела ЗАГС Г.А.Кузнецовой

ВИЗИТКА

Галина Александровна Кузнецова работает в отделе ЗАГС  города Стерлитамака Управления ЗАГС РБ 17 лет, семь из них возглавляет отдел. После окончания Куйбышевского политехнического института в 1984 году в качестве специалиста по производству высокомолекулярных соединений пришла на завод «Авангард», которому отдала 13 лет жизни. Конверсия и последующие за ней перемены в экономике привели Г.А.Кузнецову в городской загс – место, с которым у Галины Александровны, по её собственному признанию, связано очень многое: здесь она познакомилась со своим будущим мужем, здесь были зарегистрированы её рождение, брак её родителей, её собственный брак и рождение сына. В 1999 году она получила второе высшее образование – юридическое. 

МИССИЯ ИЛИ БУМАЖНАЯ РАБОТА?

Вторник. Девять утра. Начало рабочего дня. В коридорах перед кабинетами и в самих кабинетах полно посетителей. Работают все подразделения, проводятся все виды регистрации. Узнаю, что в 1918 году один делопроизводитель бюро ЗАГС обслуживал наш небольшой в ту пору город с населением 20 тысяч человек, а в архиве насчитывалось 2 тысячи актовых записей. Сегодня архив отдела составляет более 700 тысяч записей актов гражданского состояния, а город с населением в 280 тысяч человек обслуживает коллектив из десяти специалистов. Ежедневно в отдел ЗАГС по самым разным вопросам обращается более пятисот граждан.

Только собираюсь спросить у Галины Александровны, как она и её сотрудники справляются с таким потоком посетителей, как в кабинет входит женщина. Она приехала из Оренбурга и просит срочно внести исправления в свои документы и свидетельство о рождении сына.
– У меня в паспорте отчество неправильно написано, – посетительница смотрит на Кузнецову умоляюще. – А без бумаг – никуда. Помогите!

Галина Александровна просит своих сотрудников ускорить процесс, а мне  объясняет, что по регламенту процедура эта проходит в течение одного-трёх месяцев, в зависимости от состояния и наличия документов, но женщина приехала с полным пакетом документов, она иногородняя, остановиться не у кого, поэтому ей идут навстречу.
Ещё один посетитель и ещё одна история, на этот раз печальная. В семье родился мёртвый ребёнок, но фамилию в медицинском свидетельстве о рождении указывают мамину, так как до родов она не успела её поменять на фамилию мужа.
– А вот тут мы помочь ничем не можем, – разводит руками Галина Александровна. – Мы обязаны строго  следовать букве закона. Ведь все наши действия ограничены законодательством: Семейным кодексом, Законом «Об актах гражданского состояния», Гражданским кодексом. Права на ошибку у сотрудника загса нет: каждая произведённая им запись защищает как права личности, так и интересы государства. Мы выдаём человеку документы, оберегающие его в обществе в течение всей жизни, и несём за это ответственность.
– А эта работа не кажется вам монотонной, рутинной, бумажной? Не скучно этим заниматься? – спрашиваю я Галину Александровну.

– Ничуть. Знаете, я на «Авангарде» занималась технологией производства конечного продукта – писала регламенты. Когда предприятие село на мель, у меня были варианты – загс или служба занятости. Обещали, что в загсе моя работа тоже будет связана с оформлением бумаг. Но оказалось, что и приём граждан, и торжественная регистрация браков и рождений – это тоже моя работа. Так от жёсткой техники я перешла к работе с людьми, а это в принципе не может быть скучно. Никогда не думала, что смогу полюбить эту работу,  но тем не менее я её полюбила. Это очень благородная миссия – объединять людей, создавать семьи, способствовать их укреплению. И, поверьте, для меня это не просто слова.

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ…

Время близится к одиннадцати. Женщина, настроенная по-боевому, требует немедленно выдать ей  свидетельство о расторжении брака. Выясняется, что с мужем она в разводе около двадцати семи лет, но решение суда о расторжении брака без движения пролежало дойти так и не удосужилась.

– Мне надо срочно! Не разводите бюрократию! – шумит она.
– Но вы решение суда получили ещё в 1985 году. Придётся подождать, – спокойно объясняет грозной посетительнице Галина Александровна. – И имейте в виду: свидетельство о расторжении брака, согласно Семейному кодексу, будет датировано нынешним числом.
– Почему её вдруг так остро начал волновать этот вопрос? – интересуюсь я, когда за женщиной закрывается дверь.
– Уверена, что это связано с имущественными отношениями. В советские времена собственности как таковой не было, и документы могли быть оформлены как угодно и когда угодно – людей это волновало мало. Новые  времена – новые нравы, новые заботы. Наследование, выезды за границу, делёж имущества при разводе – в этих и других вопросах без правильно оформленных документов о регистрации брака, о его расторжении, о  перемене фамилии и так далее ничего не решить. В год мы составляем 12 тысяч первичных документов. И это не считая почты, ответов на запросы из прокуратуры, УФНС, Пенсионного фонда и других инстанций. И каждый из документов, который я подписываю, должен пройти юридическую экспертизу.

Мало кто знает, но Стерлитамакский отдел ЗАГС – самый большой в республике. Даже Уфа не в счёт – в ней 10 районных загсов. Нагрузка огромная, но коллектив с ней справляется.

Пока мы говорим, в кабинете  беспрерывно звонит телефон. Галина Александровна консультирует людей, не заглядывая в документы и нормативные акты. Кажется, что о рождениях, смертях, браках и разводах она знает всё. Когда я говорю ей об этом, Кузнецова машет руками:
– Всего не знает никто. Другое дело, что мы работаем с людьми и для людей, остро ощущая на себе их радости и невзгоды, пытаясь им помочь. Отсюда это моё желание дать человеку как можно больше полезной  информации, чтобы он пришёл к нам уже подготовленным и быстрее решил свою проблему.

СМЕРТЬ, КОЛОНИЯ, ТЮРЬМА…

Эти слова тоже есть в лексическом запасе сотрудников отдела ЗАГС, как есть они и в нашей жизни.
– За последнее время изменилась работа по регистрации смерти, – объясняет мне Кузнецова. – Появилось много услуг, которые населению оказывают предприниматели. Разумеется, медицинское свидетельство о смерти никто не отменял, но теперь этот документ родственники умершего могут передать частному предпринимателю, который вправе обратиться к нам и оформить за них свидетельство о смерти. Иногда один человек приходит оформлять сразу 3-4 свидетельства, закон это позволяет. Очередей тут мало, всё происходит очень быстро, что удобно и для родных, и для сотрудников.

На часах полдень. В кабинет вся в слезах входит немолодая женщина:
– Мне очень нужно свидетельство о разводе сына. Он в заключении. Решение о расторжении брака уже вступило в силу.

– Нужен паспорт вашего сына и доверенность от него на ваше имя, – говорит Галина Александровна. – Сделайте запрос, документы вам вышлют.
После ухода посетительницы говорим о тех, кто отбывает срок заключения. Оказывается, в колониях не  только разводятся, там довольно часто оформляют свои супружеские отношения.
– Я как-то регистрировала брак в СИЗО, – вспоминает Кузнецова. – Мы приехали туда ровно в назначенный час, с заявлением, документами, печатями. Всё очень жёстко регламентировано, а время регистрации даже может быть изменено по усмотрению администрации.
– А как молодые были одеты?
– Как положено – невеста в красивом платье, жених в костюме. Молодые даже кольцами обменялись, но у новоиспечённого мужа кольцо тут же забрали – не положено.

Визит в тему: старший инспектор колонии-поселения N 6 приехала, чтобы оформить документы на родившуюся у осуждённой девочку. Жизнь продолжается и в неволе.

ИНФОРМАЦИЯ В ТЕМУ

История органов записи актов гражданского состояния в России начинается приблизительно в 1722 году, когда Пётр I установил обязательную регистрацию рождения у православного населения. Именно тогда была введена система метрических (церковно-приходских) книг. Каждый человек был отнесён к определённому приходу. Эти книги были основным документом регистрации актов о рождении, крещении, бракосочетании и
смерти. И заполнялись они священником, который, кстати, и выполнял все связанные с этим обряды. Каждая из книг состояла из трёх частей – содержала сведения о рождении, браке и смерти.
Регистрация рождения, заключения брака и смерти производилась в соответствии с религиозными правилами, в зависимости от вероисповедания велись метрические или мечетные книги.
Так продолжалось до 18 декабря 1917 года, когда советская власть, стремясь сосредоточить в своих руках все государственные полномочия, отделить их от религиозных, выпустила декрет ВЦИК и Совнаркома «О  гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и 19 декабря 1917 года – декрет «О расторжении брака». Эти декреты стали отправной точкой истории органов ЗАГС.
С тех пор перечень обязанностей заметно расширился и составляет регистрацию уже семи видов актов гражданского состояния. Это регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, заключения брака, расторжения брака, перемены имени, смерти.

А сколько свадеб было запланировано на 12.12.12 г. вы можете узнать в газете “СР” № 243 от 18 декабря 2012 г.

Автор: (18 Дек 2012). Рубрика: Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “Один день с начальником отдела ЗАГС Г.А.Кузнецовой”

  1. Анастасия

    Пришлось побывать на ЗАГСе,расписывались молодые.Нормальная обычная свадьба.Но до того все у нас продано,что даже МАРШ МЕНДЕЛЬСОНА ПЛАТНО.Если оркестр не заказываешь,то неужели нельзя включить обычный музыкальный центр.Позор.Или это тоже за ДЕНЬГИ? Ведь эта музыка Для многих звучит 1 раз в жизни,в ДЕНЬ СВАДЬБЫ!!!!!!!!!!!!

Ответить

*

Фотогалерея


Войти