Как в Стерлитамаке в 14 раз прошли Ломоносовские чтения

В пасмурный мартовский день гимназия  N 1 была окружена автомобилями и автобусами. Как всегда во время Ломоносовских чтений. С каждым годом форум юных исследователей становится всё популярнее. В этом году в XIV Республиканской научно-практической конференции принял участие 1071 человек (подано 1017 заявок) из 13 городов и 21 района Башкортостана, работой 51 секции руководило более 60 учёных – работников вузов: профессоров, докторов и кандидатов наук.

Начались чтения с традиционной встречи с великим Ломоносовым. Для наших гимназистов нет ничего проще – сел в машину времени и оказался на Елизаветинском балу. Здравствуйте, Михаил Васильевич! Мы – ваши потомки и последователи.
Театрализованная встреча с гордостью российской науки прошла на высшем уровне. Когда она закончилась, последователи М.В.Ломоносова разошлись по кабинетам.
В 33-м кабинете заседают юные филологи – ученики 2-4 классов. Интересуюсь темами исследований. Дамир Камалов, ученик 4-го класса Стерлитамакской школы N 32, изучал сказки. Его работа называется «Иван Царевич и…». Спрашиваю:

А почему эта прожорливая людоедка Баба-яга не слопала Ивана Царевича?
Дамир ответил:
– Так он же своим прикинулся. В бане у неё помылся, всю еду съел.
Какая у ведьмы еда? Небось, Лутонюшку какого-нибудь поджарила?
Дамир растерялся. Потом собрался с мыслями и выдал:
– У этой Бабы-яги только пироги с грибами были!
Больше я не стала мучить ребёнка вопросами.


Можно по-разному относиться к раннему приобщению ребят к научным штудиям. Скептики считают это игрой. В неё, по их мнению, больше играют родители с учителями, чем сами дети. Бывает, что поисковик Интернета буквально раскаляется от стараний мамы, которая отвечает за сыночка на вопросы олимпиады, пишет вместо него опус по истории или физике. Ну, а те, кто верит в способность ребятишек самостоятельно изобретать велосипед и открывать Америку, считают: игра стоит свеч. Ребёнок привыкает работать со справочной литературой, приучается к чтению, знакомится с Интернетом, пытается рассуждать, делать логические заключения. Всё это как раз и обнаруживается на Ломоносовских чтениях.


Приятно удивила взрослую аудиторию пятиклассница Ксения Алексеева из Стерлитамакской гимназии N 6. Она узнала всё, что смогла, о планете Юпитер, а также об истории её изучения. Девочка самостоятельно изготовила модель Юпитера и его спутников и подробно объяснила, как ею пользоваться в научных целях. Блестяще ответив на все вопросы, она завершила выступление обещанием продолжить свои астрономические изыскания. Может быть, астрономию в школах отменили в стратегических целях? Чем меньше мы долбим детям о каком-нибудь предмете, тем больше они им интересуются!


Не менее увлекательным было выступление десятилетнего Ильи Капусты из Уфимского лицея N 155. Мальчик изучал строение живой клетки, работая с микроскопом. Он интересно и живо, с пылом заядлого испытателя рассказывал о клеточном ядре, о митохондриях, рибосомах и прочем. Не возникало никаких сомнений в его прямой причастности к исследованию. В заключение своего выступления Илья пригласил желающих глянуть в микроскоп.
– Если что будет непонятно, я объясню, – великодушно заверил он.


Первоклассница из Стерлитамакской школы N 31 Дашенька Евдокимова пришла на Ломоносовские чтения с морской свинкой и посвящённым ей рефератом, который назывался «Мой ласковый и нежный зверь». Мы поговорили с Дашей, и я узнала много любопытного о жизни морских свинок, их повадках и привычках.
Маленькие исследователи удивляли своей наблюдательностью, более взрослые ребята – любознательностью и хорошо развитым логическим мышлением. Некоторые работы старшеклассников можно было уже с полным основанием назвать научными исследованиями, где встречались оригинальные мысли и смелые выводы. Они украшали труд («Задача поиска кратчайших путей на интегральных схемах») девятиклассника Даниля Хамидуллина из Уфимского лицея N 68, исследование («Программа по редактированию растровых изображений») гимназиста Стерлитамакской гимназии N 6 Тараса Дикка, работу («Дуэль как концепт русской и зарубежной культуры») десятиклассника из Кумертау Тимура Хисматуллина. К сожалению, познакомиться со всеми интересными исследованиями участников Ломоносовских чтений было невозможно, но, по словам руководителей секций, нынешние чтения порадовали обилием талантливых и неординарных работ.

Автор: (22 Мар 2013). Рубрика: Лента новостей, Образование. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти