Конкурс юных чтецов глазами Г. Ситдиковой

Я не могла и подумать, что до сих пор в детских садиках устраивают конкурсы чтецов. Какая прелесть! Конечно, в голове рисуется образ серьёзной девчушки или сосредоточенного мальчугана, декламирующих Маршака или Чуковского. Подчёркиваю, что предлагаемая ремарка – лишь частное мнение, мысли вслух по поводу детского праздника.


…Нынешний конкурс юных чтецов собрал целое соцветие замечательных детей. Девочки с завитыми волосами, накрашенными губками, в пышных платьях с оборками и лентами реализовали тоску своих мам по ушедшей стилистике то ли свадебных платьев, то ли женской моды 19 века. Мальчики, и это радует, были в традиционных координатах мужского наряда – народного или классического. Странно видеть эту носящуюся сломя голову разноцветную стайку ребятни в дворцовом фойе и беспомощных взрослых, пытающихся как-то собрать своих детей. Что поделать, чужая территория: прикрикнуть нельзя, а увещеваниям чадо не поддаётся.

Читали детки охотно, бойко. Некоторые стеснялись, некоторые позёрствовали. В основном читали, как и читают маленькие мальчики и девочки, – едва ли не по слогам. Безусловным хитом стало стихотворение Доры Хайкиной «Ходит наша бабушка…», известное общественности из рейтингового ролика про Диану Казакевич, прочитавшую этот лирический текст на украинском конкурсе и растрогавшую взрослых до слёз. Прочитанное несколько раз в знакомых интонациях Дианы стихотворение в итоге вызывало лишь недоумённую улыбку. Родителям, видимо, хотелось повторения успеха. Однако в искусстве повтор – хуже смерти, mauvais ton. Выход нашли родители девочки, прочитавшей это произведение по-чувашски. Но интонационно – снова повтор…

Детские конкурсы (чтецов, красоты), на мой взгляд, в полную силу демонстрируют размеры родительских амбиций. Нужно ли, чтобы ребёнок понимал, о чём читает? Не рано ли ему учить стихи с непонятными словами, обозначающими сложные категории, описывающие патриотизм, верность Родине в бою? Кстати, среди тех, кто читал подобные тексты, встречалось и наибольшее число забывших слова. Может, волнение.

Куда органичнее и, на мой вкус, симпатичнее смотрелась девочка, прочитавшая стихотворение Владимира Орлова «Мальчишка Том». Как помните, там речь идёт о мальчике, который потерялся, а потом всё же вышел к своему дому и своей маме. Вечный детский страх потеряться, оказаться не в том доме и не с той мамой. Страх утраты своего, замены его на чужое. Возможно, потом, взрослея, мы и трансформируем его в пару «своё – чужое», агрессивно отвергая незнакомое и приветствуя известное, пусть даже и ненадлежащего качества. Вот эта девочка так внятно поведала всем об этом детском страхе, провела зал, строчка за строчкой, от «не такой» мамы к маме «такой». Замечательная мама у этой девочки, если выбрала для неё это стихотворение.


Вообще, мне кажется, опыт участия в конкурсе чтецов бесценен. Ребёнок учится слову, слышит много других стихов, пытается справиться с волнением, сближается по-особому с мамой (или с тем, кто пришёл вместе с ним): мама волнуется больше, но и вида не подаёт. Главное – лишь понимать, что стихи – это удовольствие, лёгкое прикосновение (пока интуитивное) к лирической энергетике, её упругому шагу и свёрнутому смыслу, а не повод покрасоваться. Хотя туфельки на маленьком каблучке на нетерпеливой ножке – тоже особое очарование.

Какие книги надо читать детям?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (30 Мар 2013). Рубрика: Культура, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти