Экскурсия по закулисью Русского драмтеатра

Приходят зрители в театр. Усаживаются в кресла и, попрощавшись с повседневностью, погружаются в волшебный мир. Он очаровывает, околдовывает, заманивает, создавая ощущение особой, но всё же реальной действительности. Это возникает потому, что у театра синтетическая природа. Спектакль соткан из литературы, музыки, живописи, скульптуры, графики, хореографии и вокала. Мало того, ему верно служит и наука. Психология легла в основу актёрского и режиссёрского мастерства.

Достоверность и чистота спектакля зависят не только от режиссёра-постановщика и актёров, но и от слаженной работы мастеров технических цехов. Однако зрители, если они не заядлые театралы, даже не подозревают об их существовании. Как узнать о неизвестной жизни и мастерах закулисья?

Я попросила главного художника русского драматического театра Виктора Петровича Хлыбова стать моим проводником по этой таинственной стране.

И вот мы за кулисами. Осторожно двигаемся в полутёмном пространстве… Откуда-то сверху спускается лифт – большой такой… Он почему-то кажется ненадёжным. Не скрываю страха. Виктор Петрович успокаивает:
– На этом лифте, – говорит он, – мы чего только не перевозим: мебель, декорации – целые конструкции. И ни одного ЧП. Техника безопасности у нас в полном порядке.


Лифт остановился, и мы оказались в столярном цехе. Встречают нас сразу три заведующих. Виктор Колотилов – заведующий художественно-постановочной частью – отвечает за выпуск спектаклей. В ведении Игоря Логинова – столярный цех, Фарита Абдуллина – сварочно-слесарные мастерские. Именно здесь создаётся реальное пространство спектакля.
Художник, который его оформляет, прежде всего встречается с Виктором Колотиловым, обсуждает с ним чертежи, рисунки, эскизы.

Здесь же делаются станки для оформления спектакля, лестницы, балясины, мебель, рамки для портретов. В углу стоит портрет Карла Маркса. Вождь здорово похож на артиста Сергея Сапунова.
– Этот портрет сделан для будущего спектакля «Зойкина квартира», – поясняют мне. О сходстве – ни гугу.

В мастерской стоят большие, похожие на сундуки ящики. В них хранятся костюмы списанных спектаклей. Жизнь спектакля похожа на человеческую: он рождается, набирается сил (в данном случае популярности) и умирает, оставляя после себя некоторое наследство.
– Было бы здорово, – думается мне, – если бы по самым талантливым спектаклям справляли поминки. А то, как говорится, а был ли мальчик?

Так не хотелось уходить из столярного цеха: не всё я рассмотрела, не обо всём расспросила. Но лифт тут как тут.

Поднимаемся и держим путь в художественно-бутафорский цех. Здесь заведующая Любовь Ильина с художниками-декораторами Лилией Ждановой и Альбиной Сидоровой подготавливают декорации к новым спектаклям «Зойкина квартира» и «Муха-цокотуха». На полу расстелены полотна неизвестного мне материала, над которыми колдуют художницы.

Заведующая бутафорским цехом Оксана Захарова рассказывает, какими вещами заполняется пространство спектакля и как их изготавливают. В мастерской пахнет красками, клеем, распиленными досками. Тихо, спокойно и, несмотря на творческий беспорядок, уютно.


Но что может сравниться с сюрпризами пошивочного цеха? Захожу и вижу великолепное платье из серебристой парчи. Чудо!
– Это наряд Мышильды, – поясняет Виктор Петрович, – сшит по моим эскизам.

В пошивочном цехе кроме заведующей Галины Морозовой шьют Светлана Флюскина, Наталья Михайлова и Гульнара Семёнова. Работы, на мой взгляд, очень много – четверым не справиться. Но, как говорится, дело мастера боится. И здесь тоже трудятся на будущий спектакль. На столе – эскизы художника из Петербурга Алексея Киселёва к «Зойкиной квартире». Наряды начала 20-х годов. Платья с заниженными талиями, короткими юбочками, чулки-паутинки, сногсшибательное бельё.
– В спектакле всё должно быть прекрасно: и декорации, и костюмы, и обстановка, – перефразируя Чехова, говорит Виктор Петрович и ведёт меня дальше.

В электроцехе в прямом смысле делают свет. В постижёрном – лица! Накладывают грим, делают причёски, приклеивают усы и бороды. В костюмерном одевают.
По словам Виктора Петровича, каждый спектакль – уникальный мир, говорящий на своём языке. Из этих миров складывается театральная вселенная. О ней рассказывают будущим зрителям рекламные щиты, афиши, баннеры, растяжки, буклеты, над которыми работают сотрудники отдела по маркетингу: редактор Александра Аверьянова и рекламный дизайнер Ляйсан Шибанова.

Наше путешествие по миру закулисья закончилось в кабинете директора театра В.А.Замесиной. Виктория Александровна рассказала о кризисе (стерлитамакские зрители этого пока не ощущают), в котором пребывают российские театры.


– Развитие рыночных отношений привело к резкому сокращению (а в некоторых российских городах – и к исчезновению) финансирования театров. И они вынуждены, в свою очередь, сокращать постановку спектаклей, отдавая сцену гастролёрам, распространителям массового искусства. Беда! Вместо речей шекспировских, чеховских, булгаковских героев публика слушает примитивные, а порой и безграмотные тексты песен, сочиняемые исключительно для получения пресловутой прибыли! Почему это происходит? Дело в том, что организация постановочного процесса и проката спектаклей – дело чрезвычайно затратное, требующее больших финансовых средств. А если прибавить к этому расходы на содержание театрального здания, необходимую периодическую модернизацию оборудования, выплату зарплаты сотрудникам театра (а их немало), организацию гастролей и рекламу, то сумма получится весьма существенная. И даже в тех случаях, когда спектакль окупается, театр остаётся почти без прибыли. Вот и выкручиваются люди, как могут. Актёры же остаются без работы. Российские театры (за некоторым исключением) вновь оказались в кризисной ситуации по чисто, как это ни обидно признавать, материальным причинам. Наш театр относится, к счастью, к редким исключениям, и мы можем принимать к себе талантливых актёров и режиссёров. Сейчас у нас служит Людмила Исмайлова – очень талантливый режиссёр. Она поставила на стерлитамакской сцене несколько спектаклей, на которые зрители ходят по нескольку раз. Приехали к нам и молодые артисты Александр Чесноков, Валентина Смирнова, Андрей Ефимов, Павел Касаткин.

Надеемся, что кризис минует. И наши дети, воспитанные на добрых талантливых спектаклях, будут лучше нас. А пока, мне кажется, нужно гордиться тем, что в Стерлитамаке есть подлинный театр драмы, где, несмотря на трудности, сохраняются лучшие театральные традиции, а в репертуаре есть старая добрая классика.

Как Вы отдыхаете?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Автор: (27 Мар 2013). Рубрика: Крупным планом, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти