Е.Калинина: “Каждую песню надо выстрадать…”

Солистка Стерлитамакской государственной филармонии Елена Калинина не вписывается в привычный образ оперных див – женщин с формами. Изящная, воздушная, словно тростиночка.
– Я всегда была стройной, – рассказывает Елена Алексеевна. – А в нашем жанре это скорее минус, чем плюс. В юности, пока училась в Уфимской академии искусств, была грустной, вялой. От нехватки сил даже пила маточное молочко, всё хотела поправиться и взбодриться. Хотя, возможно, мне просто не хватало тепла и солнечного света…

Всё это она получила в избытке после замужества, когда вместе с супругом они перебрались в Пицунду. В солнечной Абхазии, казалось, есть всё для счастливой жизни – ласковый климат, фрукты, море, шумевшее буквально в ста метрах от дома, хорошая квартира, работа… Вот только райская жизнь длилась совсем недолго – меньше полугода. Грузино-абхазский вооружённый конфликт, разразившийся в начале 90-х, поставил жирный крест практически на всём.


Жилые кварталы некогда цветущего города остались без отопления, газа, воды. Магазины зияли пустыми прилавками, за окнами стреляли, а по улицам вместо автобусов двигались танки. Семью от голода спас мешок сухарей, которые предусмотрительная тёща сумела заготовить впрок.

– Мама чудом сумела вырваться из города с моим новорождённым сыном Андрюшей, – вспоминает Елена. – Её просто пожалел грузинский солдат, стоявший на КПП. Муж – кандидат технических наук – попал в ополчение и рыл блиндажи. Мне пришлось забыть о преподавательской деятельности и вокальной карьере, во время войны уже не до музыки и педагогики. Не знаю, на сколько бы нас хватило, если б не подоспела гуманитарная помощь из России. Спустя несколько месяцев на родину, в Башкирию, сумела уехать и я.

В Стерлитамаке Калинина получила статус беженки и небольшое пособие, которого хватило на покупку… двух тортов. Работу по специальности она нашла не сразу. Кому в небольшом городе нужна дипломированная оперная певица? Но нужно было как-то жить и кормить маленького сына. Руку помощи протянула сестра-медичка. Она устроила Лену в поликлинику… мыть полы.

Лишь спустя несколько месяцев Калинина совершенно случайно познакомилась с директором республиканского техникума культуры З.Я.Слотвинским, который выделил ей небольшую нагрузку в преподавательской учебной сетке. Елена получила возможность заниматься постановкой голоса у будущих актёров и режиссёров. Но часов было немного, поэтому педагогику она совмещала с работой уборщицы. Денег катастрофически не хватало, и Лена безропотно тянула свою ношу.

– Более того, я считала, что мне ещё крупно повезло, – с улыбкой вспоминает певица. – Главное, чтоб войны не было. А остальное – мелочи. По этому принципу я и живу последние двадцать лет.

Напряжённая обстановка на юге постепенно пошла на убыль. Мужу Елены предложили должность заведующего кафедрой в Сухумском госуниверситете, и периодически он навещал семью в Стерлитамаке. 96-й год оказался по-настоящему судьбоносным для Елены Алексеевны. Во-первых, она во второй раз стала матерью. А во-вторых, в Стерлитамаке открылась государственная филармония, куда её пригласили работать. Калинина была единственной классической певицей в составе нового творческого коллектива.


Впрочем, очень скоро она с блеском продемонстрировала, что певица она универсальная: с равным успехом может исполнять как оперные партии, так и оперетту, джаз, романсы, народные, эстрадные песни. А параллельно ещё и заниматься вокалом со студентами Башкирского республиканского колледжа культуры и искусства. Вый-дя на сцену после длительного перерыва, она словно пыталась наверстать упущенное. Пела много, жадно, разное, с чувством, с настроением, не боялась экспериментировать в подборе репертуара.

– Мой голос по тембру нельзя назвать уникальным, – честно признаётся Калинина. – У меня лирико-колоратурное сопрано. Таких голосов – море. Поэтому мне было непросто поступить на вокальное отделение академии искусств. В огромном потоке схожих голосов требовалось как-то выделиться, обратить на себя внимание. Техникой приёмную комиссию не удивишь. Специалистам, наоборот, гораздо выгоднее взять начинающего вокалиста с отличными природными данными, чем переделывать не совсем профессиональную работу и даже ломать выстроенный кем-то неудачный фундамент.В этом смысле я была чистым, нетронутым листом, хотя училась в музыкальной школе, а затем в музыкально-педагогическом училище. Но там я пела только в хоре, а хор в принципе не может испортить голос. Поэтому на вступительных экзаменах я выгодно отличалась от своих многочисленных конкурентов, вымуштрованных в вокальных студиях и кружках.

– В музыкалке вы учились по классу…
– Фортепиано. Но пианистка из меня бы не получилась – я слишком волновалась во время выступлений. Репетиции проходили удачно, а вот на плановом концерте эмоции зашкаливали, и обязательно случалась какая-нибудь помарка. Пела же я абсолютно спокойно. И сейчас никакой дрожи перед концертом и во время концерта у меня нет. Вывод: пение – это моё. И вообще человек всегда чувствует, к чему у него по-настоящему лежит душа.

– Считается, что до определённой песни надо дорасти.
– Правильно считается. По окончании вуза я работала в государственной хоровой капелле им.А.Юрлова в Москве, затем там же сотрудничала с коллективом оркестра Владимира Федосеева. Исполняла довольно сложные вещи. И лишь с годами поняла, что им не хватает определённой жизненной окраски. Любой опыт, даже негативный, обязательно даёт необходимый багаж, который эмоционально обогащает песню.
Своим студентам я не устаю повторять: «Каждую песню надо выстрадать, выносить. Она как ребёнок. Мы ответственны за то, что родили. Плохо споёшь – на свет появится урод. Вряд ли вы этого хотите».

А ещё она даёт ученикам бесценные советы из собственного богатого опыта: как грамотно развивать вокальные способности; как умело подбирать репертуар, чтобы продемонстрировать диапазон певческих возможностей и не наскучить публике. И, конечно же, как сберечь голос – бесценный дар матушки-природы, которым она может щедро поделиться, а затем безжалостно отобрать, если относиться к нему варварски.

Многочисленные ученики относятся к ней с огромным уважением и в знак благодарности приносят цветы и не только во время концертов. Особенно много букетов бывает в канун 8 Марта. Для Калининой это праздник двойной. Помимо Международного женского дня её поздравляют ещё и с днём рождения. В нынешнем году Елена Алексеевна отмечает красивый юбилей. К круглой дате она готовит большой концерт, в котором прозвучат лучшие вокальные партии из её богатейшего репертуара.

Заслуженная артистка Республики Башкортостан, обладатель звания «Лучшего работника культуры города Стерлитамака» порадует своих поклонников и необычными новинками. Зрители услышат песни на итальянском, испанском, французском, башкирском языках. Эта хрупкая женщина с сильным голосом знает, как можно заинтриговать и удивить публику. И этих нераскрытых секретов у неё превеликое множество…

В чем заключается женское счастье?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (7 Мар 2013). Рубрика: Культура, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти