Как прошло в Стерлитамаке первенство по авиамодельному спорту

В суете городской жизни мы редко устремляем свой взор наверх, предпочитая смотреть под ноги и по сторонам. Хотя поглядывать по вертикали иногда всё же надо. А вдруг к вам спешит кирпич или метеорит? От космического пришельца вы вряд ли скроетесь, а от стройматериала, может, и увернётесь.


Недавно на площадке школы № 30 взрослые и дети смотрели в небо. Природные аномалии здесь были ни при чём. На территории учебного заведения проходило четвёртое открытое первенство Стерлитамака  по авиамодельному спорту.

Порывистый ветер на открытом пространстве обжигает лица и добавляет проблем участникам. С гулом, похожим на шум гоночных болидов, кружат в тренировочном рейде самолёты. Они управляются с помощью тросов, прикреплённых к моделям. Соревнования в классе «Воздушного боя» требуют от участников определённой физической подготовки и развитого вестибулярного аппарата – головокружение в авиамодельном спорте наступает задолго до достижения настоящих успехов.

Время, отведённое на тренировку, закончилось. Команды из Стерлитамака, Кумертау, Салавата и Ишимбая собрались на традиционное построение. Где-то в метели затерялась команда Зианчуринского района – она подъехала позже. Заметно, что участники готовились противостоять не только друг другу, но и морозу – шлемы застёгнуты поверх спортивных шапочек, на ногах – валенки либо унты. Преимущество такой обувки начинаешь ощущать уже через десять минут, когда собственные ступни в ботинках буквально немеют от холода. Хорошо, что мне, в отличие от участников, лазать по сугробам не пришлось.


– Эти соревнования открывают сезон, – рассказывает главный судья Андрей Костенко. – По их результатам состоится отбор в сборную Башкортостана в классе «Воздушного боя». Этот вид – самый зрелищный, эффектный в авиамоделизме. И очень непростой для спортсменов. Вообще, чтобы собрать любую модель, необходимо быть технически подкованным, изучать принципы механики, аэродинамики, физико-химические свойства топлива, не говоря уже о наличии терпения и упорства.

Жужжат моторы, взлетают самолёты с длинными лентами на хвостах, борьба начинается. Одновременно в бой вступают два пилота. Каждому за секунду полёта их «истребителя» начисляется два очка, за срезанную ленту – сто. При нарушениях действует система штрафов. Победитель определяется по количеству набранных очков. Не обязательно быть докой и знать все тонкости правил, чтобы насладиться воздушным боем. Когда на скорости самолёт срывает ленту, а его противник, не совладав с манёвром, уходит в штопор и камнем падает на снег, то просто дух захватывает.

Но мне также приглянулась модель, в боях себя никак не проявившая.

Неподалёку от места воздушных ристалищ симпатичный оранжевый самолёт устремляется в поднебесную высь, сбрасывает десант (одноразовые мешочки) и приземляется. Развороты, взлёт и посадку он проводит мягко и элегантно – чувствуется рука профессионала. Так и есть: оказалось, радиоуправляемая модель принадлежит Радику Усманову. Радик Зуфарович, корифей стерлитамакского авиамоделизма, воспитавший не одно поколение мальчишек, приехал поддержать учеников. Спрашиваю его об истории создания оранжевого красавца.

– Чертёж скачали с иностранного сайта и переделали под себя. Мотор мощнее поставили, из-за чего модель потяжелела на полкило. Но это прогулочный вариант, детская игрушка. А вот там (кивает в сторону площадки – авт.) царят настоящий спорт, мастерство.

Странно. На мой дилетантский взгляд, творение Усманова сложнее и красивее аскетичных спортивных моделей.

– Сегодня здорово выручает Интернет, – продолжает рассуждать Радик Зуфарович. – Раньше на всю республику существовал единственный магазин. Нынче можно заказывать детали, комплектующие из Гонконга. Они уступают в качестве корейским, зато цены доступнее. Возможности Всемирная Сеть предоставляет огромные, были бы деньги.


Тем временем состязания набирают обороты. Услышав свои имена, участники бегут подготавливать технику, расправлять тросы, выслушивать последние советы наставников. От журналистов отмахиваются – сейчас не до них. На подходе главные бои.

«Всё, прилетел», – констатируют зрители. Юноша перерубил трос своему противнику, чего делать нельзя категорически. За поведением пилотов в круге следит специальный арбитр – центр-маршал. Нецензурная брань, заступ за круг, неправильный взлёт, перепиливание троса могут привести не только к снятию части заработанных очков, но и к дисквалификации пилота.

Достойно пройдя испытания холодом и выдержав натиск соперников, первые места в своих возрастных категориях заняли стерлитамаковцы – воспитанники центра детского (юношеского) технического творчества. Среди младших школьников победу одержала Алёна Полякова. Вторым стал Альберт Сагадиев. Отличилась Алёна и в группе старших товарищей, заняв второе место в юношеской категории.

Здесь первенствовал многоопытный Александр Алушкин. Гости из Салавата и Кумертау довольствовались «бронзой».

Что можно улучшить для ваших эффективных и плодотворных занятий спортом?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (6 Мар 2013). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование, Спорт. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 3   “Как прошло в Стерлитамаке первенство по авиамодельному спорту”

  1. мышь

    Алена молодец.
    Помню, на осеннем первенстве у нее какие-то неполадки постоянно случались, так она под конец совсем сникла тогда.
    А тут аж две победы. Умница!

  2. Вадим

    Сам журналист. Много раз проводил съемки на подобных соревнованиях в Уфе. Там молодежные кружки давно перешли на электромоторные радиоуправляемые модели. Стерлитамак в прошлом столетии застрял или это просто категория такая?

  3. Лариса

    Вадим, соревнования по авиамодельному спорту проводятся в разных классах. Это были соревнования в классе “воздушного боя” F-2-D.

    1 Классификация FAI
    1.1 Категория F1 — свободнолетающие модели
    1.2 Категория F-2 — кордовые модели самолётов
    1.3 Категория F-3 — радиоуправляемые модели
    1.4 Категория F-4 — модели-копии самолетов
    1.5 Категория F-5 — радиоуправляемые модели самолетов с электроприводом

Ответить

*

Фотогалерея


Войти