В Стерлитамакском драмтеатре прошла премьера спектакля по сказке Е.Шварца “Тень”

Честно признаемся себе, что мы можем, пожав плечами, пройти мимо избивающих друг друга подростков, махнуть рукой на грязно ругающегося хама, смотреть сквозь пальцы на обнаглевшего хулигана, разуться по первому же требованию в дорогом ресторане, чтобы не испортить полы. Связываться – себе дороже! Все давно ко всему привыкли. Живём, как в сказке Евгения Шварца  “Тень” . На премьере спектакля по этому произведению (режиссёр Сергей Золкин) зрители словно в зеркало смотрелись. Но на сцене (не пугайтесь, не в жизни) появился молодой человек – Христиан-Теодор (артист Александр Чесноков).


Герой этот заметно отличался от современных нормальных людей: плевал на карьеру, почёт, престиж, комфорт. Романтик из давно минувших времён, когда женщины были дамами, а мужчины – рыцарями. Сказочник, одним словом! Думаете, легко играть такого? Обременённая добротой, честностью, состраданием и совестью личность – редкая птица в наших географических широтах. Создать положительный образ в литературе и на сцене архисложно. Гоголь взялся – не вышло, пришлось сжечь второй том, у Достоевского сами знаете, кто получился. Вариантов у молодого актёра было немного. Александр взял да и сыграл этакого утопически правильного отличника, попавшего ненароком в класс к шустрым и нахальным ребятам. Вечно удивлённое лицо, заученные механические жесты – прямо искусственный соловей из сказки Ганса Христиана Андерсена. Но, может быть, это задумка режиссёра, решившего, что положительная личность несовместима с живым человеком? Зрителям это неведомо.


Зато Тень! В исполнении артиста Артура Ишмухаметова она засияла всеми оттенками отрицательного персонажа: от простого незатейливого подхалимства до зловещей наглости тирана, опьяневшего от власти. Вот это да! Достоверный образ, ничего не скажешь. Но поразмышляем, почему Шварц назвал своего героя Христиан-Теодор, а его Тень – Теодор-Христиан. Тут напрашивается, можно сказать, несколько вольная аналогия: сказочник Христиан Андерсен – светлый христианин – дарил читателям добрые, полные любви к людям сказки, увенчанные счастливым концом. Зато другой творец фантастических историй – Теодор Гофман, живя в филистерской среде, не закрывал глаза на то, как трезвый расчёт накладывает отпечаток и на светлые идеи, и на любовь. Он чувствовал силу реальности, под воздействием которой гибли самые прекрасные замыслы. Этот язвительный желчный сказочник-мизантроп раздражал честных обывателей разными прозрачными намёками. То историю про Крошку Цахеса выдаст, то житейскими воззрениями Кота Мурра огорошит. Наводил, словом, тень на ясный день. Евгений Шварц соединил обоих сказочников в единый противоречивый образ (зрители, увы, этого не заметили), а потом отделил свет от тени. Но внутренняя связь оказалась нерасторжимой: когда казнили Христиана-Теодора, погиб и Теодор-Христиан. Следовательно, образ Тени требует более глубокой трактовки.


Теодор-Христиан лучше понимал реальный мир, поэтому обаял не только Принцессу (артистка Валентина Смирнова) вместе со всем двором, но и нас с вами, дорогие зрители. Все мы так и встрепенулись, узрев знакомый и, не побоимся признать, близкий нам образ. И в самом деле, господа, где нам только не встречаются маленькие и большие Теодоры-Христианы? Зато их ценят сильные мира сего и практичные женщины. И те, и другие чувствуют, что с таким молодцом всё будет как надо: государство не забродит от вольнолюбивых идей, бульдозерных выставок и опасных сказочников, а разумная дама заимеет хлеб с маслом, комфортабельное жильё, шикарное авто и шиншилловую шубку.


Принцесса была из числа разумных, уважающих себя и свои возрастающие потребности красавиц. И судить её за это нельзя – дочерям королей просто необходимы соответствующие оформление и стиль жизни, а иначе как определишь, чьё она порождение? Совсем иной была дочка Хозяина гостиницы (артист Леонид Лехнер) Аннуанциата. Из тех дурочек, что напевают: «Что жемчужная наколка, что мне бархат и парча!..». Эту роль прекрасно сыграла актриса Елизавета Тодорова. То ли женская природа такая, то ли наши писатели очень любили своих героинь, трудно сказать, но и народные сказки, и классические произведения самых разных литературных жанров просто переполнены положительными женскими образами. Василиса Премудрая, Татьяна Ларина, хоровод чудесных тургеневских барышень… В этот список легко включить и героинь Евгения Шварца. Аннуанциата – чуткая, удивительно добрая, терпеливая, любящая девушка. Эта роль была точно по размеру актрисе, которая отличалась теми же достоинствами. Попал режиссёр в самое яблочко! Словом, появилась на сцене сладкая парочка. Только вот Христиан-Теодор почему-то прельстился Принцессой. Бедные доверчивые романтики! Нет, чтобы подложить девушке под перину горошину, как мать одного из андерсеновских принцев. Ганс Христиан Андерсен здорово наследил в сказках Евгения Шварца. Может быть, режиссёрам-постановщикам стоит принять это во внимание?


Пьетро (артист Леонид Лехнер), Цезарь Борджиа (Сергей Сапунов), Тайный советник (Павел Касаткин), Первый министр (Борис Любимов), Капрал (Леонид Пушкарёв) выглядели откровенными карикатурами без каких-либо оттенков. Всё было бы замечательно, но театр – не журнал «Крокодил». Очень хороший актёр Денис Хисамов играл Министра финансов, это была уже не карикатура, а злая пародия на чиновников города N.


Трагифарсовая роль досталась талантливому артисту Ильдару Сахапову. Его герой Доктор относится, как считали при Сталине, к неустойчивой и опасной прослойке – интеллигенции. Бедный эскулап от всей души сочувствовал Христиану-Теодору, но смертельно боялся сильных мира сего, общественного мнения и собственной жены.

Его подруга – блистательная Юлия Джули (актриса Светлана Гиниятуллина) призналась, что Доктора можно было поцеловать только в затылок, так как он всё время оглядывался, проверяя, не выглядывает ли откуда-нибудь его благоверная.

Эксцентричная самолюбивая Юлия (творческая интеллигенция) тоже рада была бы принять сторону душки Христиана-Теодора, но ей было что терять! И она отважно защищала своё право на привычную жизнь. Вместо щита и меча она использовала затёртые штампы: я себе не принадлежу; не могу предать искусство, которому отдала лучшие годы жизни; мои бедные зрители, только для них я живу и пою, и так далее в том же духе. Известная в узких, но очень влиятельных кругах певица страшилась вылететь оттуда. И надо отдать должное героиням спектакля: каждая получила своё. Принцесса – Тень, Юлия – увечного Министра финансов, Аннуанциата – любовь с Христианом-Теодором в придачу, но пришлось отправиться в изгнание. Выбирайте, девушки!


Стерлитамакские зрители тоже сделали свой выбор – пришли на спектакль «Тень» и не побоялись смотреть в зеркало, которое им не льстило. А это дорогого стоит!

Какие книги надо читать детям?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (23 Мар 2013). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “В Стерлитамакском драмтеатре прошла премьера спектакля по сказке Е.Шварца “Тень””

  1. Наталья

    Пушкарёв, который играл Капрала, НИКОЛАЙ, а не Леонид. Хотелось бы, чтобы журналистка Е. Дьяконова выучила имена наших замечательных артистов, если уж решила стать театральным критиком.
    Актёрам БРАВО!!!

  2. Регина

    Уважаемая Евгения Юльевна! Блестящая статья! Была на премьере, с удовольствием посмотрела спектакль, прочитав Вашу статью, вновь окунулась в сказочную и не совсем историю) Изящный стиль, приперченный тонкой иронией, чтение взахлеб, талантливый журналист, блистательная актерская игра! Я люблю тебя, Стерлитамак!)

Ответить

*

Фотогалерея


Войти