Башкирский театр под занавес сезона показал первую премьеру

 Коллектив  Стерлитамакского башкирского театра под самый занавес всё же «размочил» свой нынешний сухой сезон первой премьерой (новогодний утренник – не в счёт). Да и то благодаря дипломной работе выпускницы отделения режиссуры театрального факультета Уфимской государственной академии искусств Юлии Саубановой.

По признанию режиссёра, её выбор определило руководство Стерлитамакского театра. Известная в театральной среде пьеса «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша была написана на пике мятежных 60-70-х, охвативших Америку и Европу. В России, как и в США, судьба комедии сложилась весьма удачно. Но на национальной башкирской сцене произведение, воспевающее стремление молодёжи к внутренней свободе, ставится впервые. В этом смысле выбор пьесы был связан с большим риском. Но теперь уже можно сказать, что риск оправдался.

В спектакле показан всего один день из жизни двух американских представителей поколения молодых бунтарей. Поколения 70-х, поколения хиппи и антивоенных демонстраций. Жажда свободы сводит начинающую актрису Джил и будущего музыканта Дональда. Оба они считают себя взрослыми, оба в поисках своего места под солнцем сбежали из-под родительской опеки.

Поначалу странная походка, отрешённый взгляд Дональда (артист Гилюс Мингазов) не вызывают особого недоумения. Можно даже, грешным делом, подумать, что молодой актёр просто переволновался. Смутные догадки начинают терзать зрителя лишь с появлением энергичной, очаровательной Джил (Гульфия Мурзагильдина). Атмосфера тревожной недосказанности рассеивается в ту секунду, когда она узнаёт, почему у него в комнате столь идеальный порядок и каждая вещь находится на своём месте.

Обстоятельства сложились так, что для этой актрисы роль стала дебютной на сцене нашего театра. За полтора года работы в Стерлитамаке она успела завоевать диплом за лучшую женскую роль второго плана в спектакле «Старшая сестра» на Международном театральном фестивале в Казахстане. Но, как уже говорилось, наш зритель в этом сезоне практически не имел возможности знакомиться с творчеством коллектива.


Вернёмся к премьере. Появление третьей героини – миссис Бейкер (Светлана Файзуллина) – поначалу воспринимается с естественной тревогой: в диалогах между матерью и сыном неизбежен конфликт поколений. И властная мама, казалось бы, по определению должна предстать в глазах зрителя эдаким деспотом, готовым решать за сына его судьбу. Но в том-то и дело, что актуальность пьесы, написанной в 1969 году, ныне не только не утрачена, но и приобрела новое звучание. Ибо это пьеса о любви, в самом широком смысле слова. О любви мужчины и женщины, матери и сына, о любви к жизни, которая так несправедливо обошлась с главным героем. Пьеса о вечном…

С.Файзуллина сумела без надрыва, без лишних сантиментов и пафоса донести до зрителя чувство материнской любви. Наблюдая за её игрой, невольно проникаешься доверием к родительской мудрости её героини. Ведь свобода, которую выбирает молодёжь, – это ещё и огромная ответственность не только за себя, но и за любимого человека. Это ответственность за свои непростые решения и поступки. А эксцентричный Ральф Остин в исполнении Расиля Сынбулатова своим вызывающим поведением только оттеняет, делает более яркими образы остальных трёх героев постановки.

Когда в финале миссис Бейкер на 180 градусов меняет своё отношение к действиям сына и на его вопрос: «Что изменилось?» отвечает: «Изменился ты», понимаешь, что изменилась и она сама. В минуту, когда сын надломлен, именно мать становится опорой и мудрым советчиком в принятии непростого и, как оказывается, единственно верного для него решения. Ибо можно убежать от родительской опеки, от повседневной суеты, но нельзя убежать от самого себя.

Оценивая работу артистов башкирского театра, так и хочется воскликнуть: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!». Аварийное состояние большого зала вынудило постановщиков спектакля вынести его на сцену малого зала. От этого камерный спектакль только выиграл. Ибо в нём игра актёров построена на тонких струнах человеческой души. И не терпит экспрессии, без которой не обойтись на большой сцене. Диалоги на полутонах заставляют зрителя вслушиваться в каждое слово, проникаться чувством сопричастности с происходящим. Вынеси этот спектакль на большую сцену – и он просто затеряется.

Чисто американский хеппи-энд с лихвой оправдывает жанр пьесы как комедии. Комедии, насыщенной тонким юмором, мелодраматичностью и даже умеренным эротизмом. Музыка из репертуара Франца Пласа, Джимми Хендрикса, «Битлз» помогает окунуться в атмосферу маленькой квартиры в Манхэттене. А оформление художника Лилии Сулеймановой заставляет зрителя задуматься: каждая из этих разукрашенных в лубочном стиле дверей – своего рода символ. Выход в иной мир. Наши герои не знают, куда каждая из них выведет. Детство прошло. Они стоят на пороге взрослой жизни. И только им определяться с выбором, куда шагнуть.

Обойдёмся без моралистики, но всё же обидно, что, сославшись на отсутствие большой сцены и имея неплохую малую сцену, коллектив театра ограничил этот сезон лишь парой спектаклей. И если бы не дипломная работа вчерашней студентки Ю.Саубановой, не было бы ни одной премьеры. Впрочем, похоже, что горожане вряд ли увидят этот хороший спектакль. Помимо самих работников театра его смогли просмотреть в основном лишь участники Межрегионального конкурса учителей башкирского языка и литературы.

Хотелось бы пожелать коллективу не зацикливаться на проблемах. Они есть и будут. Театр обладает достаточной материально-технической базой и творческим потенциалом, чтобы не «погасить» хотя бы следующий сезон.

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (9 Апр 2013). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти