Для чего нам возрождение системы ГТО

Не скрою, порадовался, услышав мнение Президента Путина о необходимости возрождения системы ГТО. Кстати, даже взрослые сегодня спрашивают, что это за система… Расшифровываю: «Готов к труду и обороне!».

ПЫТКА ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Ещё в 90-х годах, помнится, опираясь на поддержку известных не только в Стерлитамаке педагогов, учителей физкультуры Николая Васильевича Букреева (светлая ему память) и Валерия Александровича Крючкова, поднимали мы в газете вопрос: «А не возродить ли нам систему ГТО?».
Думаю, и сегодня, как в годы моей молодости, самое страшное для подростка – показаться смешным перед сверстниками. Не потому ли для физически слабых, хиленьких или, наоборот, слишком упитанных ребятишек физкультура – самый нелюбимый предмет, а урок в спортзале кажется пыткой.
Может, кто-то ухмыльнётся, дескать, когда-то зазорным считалось и в армии не служить… Да, были времена. Наша страна не числилась в списке второстепенных. А уж в спорте какие звёзды блистали! Это теперь на паралимпийцах выезжаем.
Ну, да не будем о грустном. Дождались «указания» – может, и до дела дойдёт. И неважно, как станут называть систему воспитания физически здорового гражданина нашей страны: БГТО, ГТО или, скажем, «Патриот России». Главное, чтобы поколение россиян XXI века росло здоровым, дееспособным, любящим свою Родину и способным её защитить! Мы, например, мальчишки 50-60-х годов двадцатого века, гордились, нося на груди золотой значок ГТО. А большинство нынешних школьников, уверен, нормативы и на простой значок не выполнят, потому что, даже по официальным статистическим данным, сегодня до 65 процентов школьников страдают хроническими заболеваниями.

ИНТЕРЕСНО ДАЖЕ СЛАБЫМ


Преподаватель физвоспитания гимназии № 1, учительствующий уже полвека, Валерий Александрович Крючков до сих пор остаётся педагогом ищущим, неспокойным, с творческой жилкой. Пятнадцать с лишним лет назад они вместе с директором СИФК М.Б.Мусакаевым и его заместителем С.В.Туленковым разработали программу физического воспитания, предусматривающую дифференцированный подход к оценке по физкультуре.
По предложенной ими программе урок физкультуры в школе носит инструктивный, образовательный и методический характер. Буквально в начале учебного года определяются исходные данные – показатели физического развития каждого ученика; даются индивидуальные рекомендации, предлагается система упражнений, предусматривающая и домашние задания. Оценка же по предмету выставляется с учётом прогрессивного развития школьника от четверти к четверти. Например, если подросток в начале учебного года мог подтянуться на перекладине один раз, а в конце года подтягивается уже десять раз, то наверняка общей картины успеваемости оценка по физкультуре ему не подпортит.
Предложенная программа основное внимание уделяла именно положительным подвижкам в спортивных результатах, умению правильно использовать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Такой подход не только повышает интерес к урокам физкультуры даже у слабо подготовленных школьников, но обязательно заинтересовывает, включает в работу и родителей, а также в обязательном порядке – всех педагогов школы вплоть до директора.
Тогда ректором Уральской государственной академии физической культуры Л.М.Куликовым предложенная программа была рекомендована в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных школ; благодаря бывшему в то время депутатом Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан Р.Р.Тажиеву, программа стерлитамакских авторов дошла до министра образования РБ и по оценочному разделу принята республиканским Институтом усовершенствования учителей.
– Неоднократно выступал я на разных совещаниях-конференциях, – говорит Валерий Александрович. – Наша программа принималась с интересом и одобрением, просили её распечатать, размножить; кому-то я перегонял её на дискеты. На Всероссийском конкурсе педагогических инноваций даже получил звание лауреата. Но на том всё и закончилось…
Увы, новое у нас традиционно трудно пробивает себе дорогу. Особенно если авторы – откуда-то из далёкой провинции.

ОТ “ГРАЖДАНИНА РОССИИ” – К “ПАТРИОТУ РОССИИ”


В 2004 году В.А.Крючков написал новую работу: “Физкультурно-оздоровительный спортивный комплекс «Гражданин России».
– Помните систему ГТО? Только там нормативы для всех устанавливались одинаковые; на золотой значок – повышенные. А у меня – с учётом индивидуального подхода к каждому, – продолжал гнуть своё Валерий Александрович. – Записываем показатели в начале года; в конце учебного года при сдаче нормативов учитываем развитие и за прогресс присуждаем серебряный или золотой значок. Согласитесь, что такой вариант важен для подростков с небольшими физическими возможностями. Например, низкорослый паренёк никогда не сдаст усреднённый норматив по прыжкам в высоту, однако за год, тренируясь, может существенно улучшить свой результат.
Действительно, ратуя за возрождение комплекса ГТО, смешно предлагать неизменность подходов. И всё-таки необходимость в подобной системе воспитания назрела, раз уж об этом заговорил даже Президент России. Кстати, он последователен в своих устремлениях, о чём свидетельствует введённая в начале 2000-х система «Президентских состязаний» для школьников страны.
Крючков же разработанный вместе с учениками комплекс «Гражданин России» снова посылал и в Уфу, и в Москву. Безрезультатно. Правда, говорят, что в Москве похожая система действует уже несколько лет. Может, «корни» отсюда растут?.. Валерию Александровичу один чиновник прямо сказал: «Программа и комплекс у вас хорошие, но это ведь не мы сделали…».
Беспокойный стерлитамакский учитель не отступает. Теперь он подготовил проект «балльно-рейтинговой системы оценки деятельности учащихся», учитывающей и физические возможности, и интеллектуальные. Разработанное им положение о Всероссийской общественной организации «Патриот России» – это комплекс «Гражданин России» в развитии: каждый любящий свою Родину человек должен хорошо учиться, работать, служить, следить за своим здоровьем и физическим развитием, закаляться, участвовать в общественной жизни, в соревнованиях, совершенствовать творческие способности. Согласно набранным баллам, предусматривается награждение знаками различного достоинства, почётной лентой и даже орденом «Патриот России».
…На низком берегу Стерли в своё время В.А.Крючков предлагал оборудовать «тропу здоровья»; сегодня у него есть идея на месте двора в гимназии № 1 соорудить крытую спортплощадку (одного школьного спортзала при трёх уроках физкультуры в неделю катастрофически не хватает!). Жаль, что реализация таких проектов, как правило, откладывается на неопределённое время.
Но это же время всё равно заставляет нас смотреть в будущее.

Как вы относитесь к возрождению программы физической подготовки «Готов к труду и обороне»?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

 

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (4 Апр 2013). Рубрика: Главное, Лента новостей, Спорт. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “Для чего нам возрождение системы ГТО”

  1. Спорткомплекс Содовик

    Помню тоже сдавал нормы ГТО, даже значок носил на школьном пиджаке. История повторяется, все идет по спирали.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти