Куда устроиться инвалиду?

На днях в городском комплексном центре социального обслуживания населения состоялось очередное заседание координационного совета по делам инвалидов Стерлитамака. Речь шла о реализации городской программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, о квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, о профориентационной работе и обучении, переобучении инвалидов. Вёл заседание заместитель главы администрации городского округа Владимир Куликов; были заслушаны и обсуждены выступления заместителя начальника управления труда и социальной защиты населения Павла Никитина, заместителя начальника отдела образования Любови Шестаковой, директора центра занятости Сергея Щипакина, руководителей профессионального лицея № 71.

Содействие трудовой занятости инвалидов – одна из серьёзных социально-экономических проблем и в Российской Федерации в целом, и в Республике Башкортостан. Имеются в виду, к примеру, выполнение в полной мере требований законодательства РФ о социальной защите инвалидов; обеспечение экономики Башкортостана трудовыми ресурсами; поддержка государством, обществом, работодателями граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации…

К сожалению, количество инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, а увеличивается: в России насчитывается более 620 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 17 лет. А сколько взрослых людей с ограниченными физическими возможностями не могут найти работу!..


Понятно, что трудоустройство инвалидов обусловлено многими сложностями и для них самих, и для государства. Недаром Законом РФ предусматривается квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства инвалидов. В Стерлитамаке многие годы действуют специализированные предприятия – швейная фабрика «Дружба» и «Низковольтэнерго». Увы, в последнее время они испытывают большие трудности. А по данным центра занятости, 51 городское предприятие вообще не желают заниматься вопросами трудоустройства инвалидов.

На этом фоне серьёзными выглядят усилия по выстраиванию профориентационной работы в городе с детьми и подростками, имеющими проблемы со здоровьем. С категорией детей, способных довольно активно участвовать в социальной жизни общества и получить профессиональное образование без ограничения спектра профессий, профориентационная работа проводится по классической схеме. Разработан комплекс профориентационных услуг с анкетированием, с соответствующими занятиями, консультациями, тренингами по планированию профессиональной карьеры; экскурсии, встречи с представителями предприятий и профессиональных учебных заведений, организация временного трудоустройства учащихся в каникулы. Ведётся и работа с родителями.

Когда диагноз не позволяет молодому человеку на общих условиях «вживаться» в социальное окружение, получить профессиональное образование и трудоустроиться, эта схема уже не срабатывает. В такой ситуации специализированные образовательные учреждения используют многоступенчатую методику профориентационной работы. Подготовка ребёнка к самостоятельной жизни начинается в специализированных дошкольных учреждениях, где имеются методики по развитию интеллекта, формирующие необходимые знания, умения, навыки; затем с учётом возрастных особенностей и потребностей работа продолжается в общеобразовательных учреждениях. Но здесь до сих пор не хватает психологов, узких специалистов, материальной базы… А ведь при работе с такими детьми, подростками, с их родителями важен как раз индивидуальный подход.


В Стерлитамаке в 2012 году девятые классы окончили 37 детей-инвалидов, треть из них продолжила образование в десятом классе, почти половина поступила в учреждения начального профессионального образования и в средние специальные учебные заведения, только двое остались дома. Одиннадцатые классы закончили 12 инвалидов, из которых никуда не поступил лишь один человек. Из 12 выпускников коррекционной школы № 25 10 человек поступили в ПЛ-71; из 11 выпускников школы-интерната первого вида все продолжили образование для приобретения профессий.

В ПЛ-71, где профессиональное обучение инвалидов целенаправленно ведётся с 2005 года, уже чётко знают, к какой деятельности должен быть готов педагогический коллектив, по каким специальностям вести обучение инвалидов, чтобы они были востребованы на рынке труда или смогли заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В ПЛ-71 обучаются 112 инвалидов из разных районов Башкортостана, половина – из Стерлитамака. Педагоги этого профессионального лицея считают: чтобы успешно обучать инвалидов профессии, в государственных стандартах нужно предусмотреть варианты и возможности обучения таких людей без получения полного среднего образования; необходимо разработать специальные программы, изучать уже существующие педагогические системы образования для людей со специальными образовательными потребностями. Только при совокупном решении этих задач возможно качественное обучение инвалидов и освоение ими определённой профессии.

Централизованных программ профессионального обучения инвалидов в России до сей поры нет. Поэтому в ПЛ-71 по приказу Министерства образования РБ и по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ разработаны самостоятельные учебные планы, программы по профессиям (портной, вязальщица, сборщик обуви), рассчитанные на двухгодичное обучение без получения среднего полного образования. Конечно, хотелось бы расширить перечень профессий, но для этого надо создавать базу для обучения.

Важной представляется также возможность обучения инвалидов в возрасте 30 лет и старше, многие из которых не имеют профессии. В ПЛ-71 таких сегодня обучается 7 человек. Почему-то не очень рвутся взрослые инвалиды на учебные профессиональные курсы и переобучение, хотя, как показывает практика, овладевшие профессией инвалиды способны обеспечивать себя вполне приличной зарплатой – около 20 тысяч рублей.

Координационный совет по делам инвалидов рекомендовал

  • продолжать профориентационную работу и обучение инвалидов на базе ПЛ-71 и в других учебных заведениях; 
  • провести анализ исполнения закона о квотировании рабочих мест для инвалидов; 
  • рассмотреть возможность переобучения инвалидов третьей группы в центре занятости и вопрос об организации обучения инвалидов в возрасте старше 30 лет, к примеру, на базе того же ПЛ-71 по специальностям сборщика верха обуви, оператора ЭВМ, швеи, портного, вязальщицы; 
  • содействовать работе по созданию «Паспортов доступности объекта» и формированию республиканской информационной базы.
Автор: (26 Июн 2013). Рубрика: Главное, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “Куда устроиться инвалиду?”

  1. EVGENIA

    Я не понаслышке знаю об этих проблемах. также знаю, что в лицей берут всех детей с ограниченными возможностями, которые, оканчивая его все равно никому не нужны. Инвалидов в городе много, а проблем,связанных с ними еще больше. Если “Доступная среда” в этом городе хоть как-то работает, то “квотирование рабочих мест для инвалидов” вообще не собирается.

Ответить

*

Фотогалерея


Войти