Прицельный взгляд на распродажи

Мягкий полумрак, колонны, вдохновлённые всплески рук и очарованные лица. Правда, лица скоро станут разочарованными, ведь место действия – вовсе не концертный зал, а всего лишь фойе одного из Домов культуры, приютившее…  распродажу.

ХАЛАТЫ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ

– Ой, не ходите, девушка, ничего там нет, обман один, – тяжело дыша, выбирается из Дома культуры мне навстречу пожилая женщина. Прибавляю шаг. Моя прыть отбрасывает меня лет на двадцать назад: вокруг столов с товаром классическая, как в добрые советские времена, толчея с отдавливанием ног. По направлению к бойкой женщине с кассовым аппаратом – длиннющая, покорно застывшая очередь. Со стороны кажется, что все вошедшие присоединяются к одному и тому же непостижимому магическому ритуалу – заворожённо, без устали взмахивают руками. Оказавшись вблизи, понимаю: ритуал требует сноровки. Сами попробуйте протиснуться к вожделенному прилавку, выудить из тряпичной кучи вещь, энергично встряхнуть в надежде разглядеть в ней будущую удачную покупку, а, не разглядев, ловко зашвырнуть обратно. Особенно энергично в тот день летали домашние халаты. Женщины трепали их с некоторым остервенением, как виновников торжества: это из-за них, как гласит объявление, «в связи с полным закрытием одной из ивановских текстильных фабрик проводится грандиозная ярмарка-распродажа». С халатами по 150 рублей всё ясно. Отправляюсь искать обещанные объявлением носки по 10 рублей и полотенца по 33. Нахожу: носками оказываются марлеподобные изделия 29 размера без этикеток, а тридцатитрёхрублёвый кусочек ткани логичнее было бы назвать салфеткой, но уж никак не полотенцем. Детским трикотажем по 50 рублей оказываются китайские мальчиковые трусики. Какое отношение к ивановской текстильной фабрике имеют они, а также платья с ярлыком «birlik collection» и майки из «Luks tekstil collection» (они же «экологически чистый продукт из Узбекистана»), осталось тайной. Как, впрочем, и то, что же случилось с фабрикой. Зарегистрировавшись на ивановском форуме, я попросила жителей припомнить, какая фабрика закрылась у них недавно. Моё любопытство никто не удовлетворил, а в соседней теме форума на «стремительно развивающееся швейное производство» в Иваново приглашаются работники… Но вернёмся на распродажу. Большая часть ассортимента в тот день предлагалась, как замечали сведущие покупатели, по ценам чуть выше рыночных.

– Вот в который раз убеждаюсь, что никакие это не распродажи, а всё равно иду, – вполголоса признаётся мне интеллигентная женщина средних лет. В ответ на моё недоумение по поводу совершаемых-таки покупок (фойе Дома культуры ведь не единственное в городе место, где носки продают!) я слышала неизменное: «Ладно, зря приходили, что ли…». В общем, ярмарка состоялась.

СКАЗКА ПРО ВОЛКА

Воскресный день, лето в зените, 35-градусная жара. Распродажа кожаных курток «напрямую с терминала временного хранения г.Санкт-Петербург в связи с закрытием на летний период и наличием большого остатка единичных размеров. Только один день». Сказать, что я тащусь на другой конец города с маленькими детьми исключительно из любви к супругу, будет враньём. Конечно, это эксперимент, поиск честной распродажи. Но когда продавцы, молодые, энергичные добры молодцы с честными глазами, начинают рассказывать нам с сыновьями сказку про Серого Волка, который бежал-бежал, да и стал подстёжкой вот для этой изумительной финской куртки, с моим сознанием что-то происходит. Я звоню мужу, умоляю приехать и примерить, потому что «ты не представляешь, какая это красота и почти задаром»… Сказка заканчивается с приездом мужа. На его вопросы, почему на финской куртке китайские ярлыки, отчего фабричная вещь щеголяет кривыми и косыми швами и, наконец, зачем искусственную кожу выдавать за натуральную, юноши отвечают вяло и уклончиво, то и дело предлагая всё-таки куртку примерить. Надеются, что к надетой коже покупатель прирастёт сердцем и уже не сможет с ней расстаться? Волшебства не происходит. Бережно выводя меня под локоть на улицу, глава нашего семейства ласково объясняет мне, что зверь, призванный утеплять распродажную куртку – такой же волк, как мех на моих зимних сапогах – шиншилла. (Это давняя история, которую наша семья до сих пор вспоминает со смехом. Лет десять тому назад на распродаже я купила сапоги. Продавец прекрасно видела, что они мне и так очень понравились, но зачем-то прибавила, пересчитывая деньги: «Носите с удовольствием, не пожалеете, всё-таки мех не какой-нибудь, а шиншилла». Домашние, покатываясь со смеху, просветили меня, кто такая шиншилла и почему её местонахождение на моих сапогах за две тысячи рублей вряд ли возможно. Пристыженная своими пробелами в области зоологии и экономики, сапоги эти я тем не менее носила долго и с удовольствием).
После истории с волком на меня снизошло маленькое озарение: если объявление на столбе гласит, что распродажа проводится только один день, значит, бежать надо не на распродажу, а в какую-нибудь другую сторону. Когда приобретённая впопыхах вещь разонравится или обнаружит явные дефекты, куда её возвращать, где искать «сказочников»?

ЧТО БЫВАЕТ ОТ ШАШЛЫКА

Учебники по маркетингу проливают свет на то, отчего для нас так притягательны распродажи: «Распродажа показывает истинную цену товара, без амбициозных торговых накруток». За этой «истинностью» мы и охотимся. Другое дело, что адекватных распродаж – раз-два и обчёлся. Кто из нас не видел двойных и тройных ценников – когда демонстративно перечёркиваются старые цены и неуклюже наклеиваются новые? Даже крупные магазины порой жульничают. Давным-давно, на заре возникновения у нас акций и скидок, мои хорошие знакомые присмотрели себе музыкальный плеер и потирали руки в предвкушении обещанной распродажи. Каково же было их удивление, когда новая цена оказалась… прежней, а прежняя – перерисованной и запредельной…


Вообще, внимательному покупателю впору составлять собственный список неадекватных распродаж. Так, «СКИДКИ до 50 %» часто оказываются 10- или 20-процентными, а наполовину уценена какая-нибудь не нужная никому мелочь. Или распродажей лукаво называют уценку товара, имеющего недостатки или попросту просроченного. Фантазия продавцов неистощима. К примеру, я недавно мужественно поплелась в супермаркет, в который не собиралась заходить: на двери красовалось объявление про нереально дешёвую черешню. С чувством реальности, как выяснилось, у меня всё в порядке – черешни в супермаркете не было. «Закончилась», – бодро отрапортовала продавец. Ну что ж, не черешней единой.., – подумала я и начала, было, складывать в корзину другие нужные продукты. Вовремя опомнилась: я ведь не собиралась тратить деньги здесь! А «черешневое» объявление заманивало покупателей ещё два дня, пока кто-то его не сорвал…
Ещё одна фишка, набивающая карман владельцев продуктовых магазинов – цветные ценники. К счастью, в основном здесь всё по-честному, обещанная акция работает. Но иногда случаются мелкие недоразумения. Как-то в начале сезона отпусков покупаю молоко. Молодой мужчина передо мной рассчитывается за маринованное мясо для шашлыка и вдруг обнаруживает, что должен за покупку больше, чем значится на цветном ценнике.
– У меня в компьютере другая цена, – невозмутимо сообщает кассир.
– Так как же…
– Брать будете или делаем возврат? – продолжает кассир.
– Буду, чего уж теперь, – с досадой бубнит мужчина. Не знаю, как насчёт несварения желудка, но настроение от шашлыка у покупателя явно испортилось. Сама я оказалась в такой же ситуации неделей позже. Ребёнок на прогулке попросил пить. Сок мы уже привыкли покупать в магазине недалеко от дома по акции – на семь рублей дешевле обычной цены. Мелочь, а приятно. От кассира слышу, что сок подорожал. На вопрос, почему эти изменения не отражены на ценнике, получаю логичный ответ: ценники не успели поменять. Положение дурацкое: откажусь от покупки – получится, что мне для ребёнка семи рублей жалко. Соглашусь на покупку – почувствую себя обманутой. Мелочь, а неприятно. Всё-таки отказываюсь, и мы идём в другой магазин. Не туда, где скидки, акции и спецпредложения, а туда, где всё по-честному. Вроде бы.

 

КАК НЕ ДАТЬ СЕБЯ ОДУРАЧИТЬ?

На каких струнах нашей души умело играют устроители распродаж и как, оказавшись на таких мероприятиях, не обмануться? Ситуацию комментирует психолог, заслуженный врач РБ Елизавета Вайман.

– Как-то во время пребывания в Германии я предложила приятелям, небедным немцам, зайти в ресторанчик выпить кофе. Все замахали руками: «Зачем? Скоро дома будем». Но тут один из них обратил внимание на объявление «Аngebot» (специальное предложение со скидкой) на рыбные блюда. Мои спутники дружно устремились в ресторан. Один из них на ходу признался мне, что он рыбу «как-то не очень», но «ведь ангебот!». Часто вспоминаю этот эпизод, хотя прошло много лет, и мода на распродажи сейчас является не только частью благополучной западной жизни, как нам рисовалось. Скидки, акции, спецпредложения – всё это стало неотъемлемой чаcтью и нашей, российской, действительности. Мы знаем, что в основе человеческой жизни лежат потребности. Это то, что движет саму нашу жизнь вперёд, и то, что невозможно удовлетворить – они возникают вновь и вновь. Одни потребности мы удовлетворяем, порой даже не замечая этого, другие осуществляются неимоверными усилиями, третьи так и остаются недосягаемыми. Кто-то с последним вариантом смиряется, а кто-то чувствует себя ущербным, не имеющим достойного статуса. Социум же нас особенно не щадит и неожиданными кульбитами в области законодательства и реформ часто делает ту или иную нашу, уже практически осуществлённую, потребность невозможной, рождая чувство неудовлетворённости, вины, смутной тревоги – по сути, ввергает нас в невротическое состояние. Скидка же, особенно постоянная, создаёт у человека определённое ощущение причастности к некой привилегированной группе, как бы повышает его социальный статус. Поэтому он будет охотно покупать именно в этом магазине, именно с этой карточкой, наслаждаясь букетом неизведанных ранее чувств. Скидка оправдывает в момент покупки все мелкие недочёты и все компромиссы, даёт возможность почувствовать себя умным и ловким, а заодно продемонстрировать это, рассказывая всем вокруг о выгодном приобретении.
Если всё же очень хочется купить что-то подешевле и не остаться обманутым, есть несколько советов – возможно, они вам пригодятся.
Не стоит верить в бескорыстную любовь продавца к покупателю. Даже самую завалявшуюся, низкосортную вещь вам никто никогда не подарит. Вам будут говорить о реальных скидках, но промолчат о переписанных ценниках.
Внимательно и полностью читайте рекламные предложения, особенно написанные мелким шрифтом. Как знать, может, условия акции заведомо вам невыгодны.
Покупая товары со значительными скидками, обращайте внимание на их качество. Часто «под шумок» продаются товары, потерявшие свои потребительские свойства.
Обращайте внимание на сроки годности. Как правило, чем больше скидка, тем ближе окончание срока годности.
Не торопитесь покупать понравившуюся вещь – загляните в соседний магазин. Там этот товар может оказаться ещё дешевле.
Одно из наиболее распространённых заблуждений: товар, проданный со скидкой, обмену и возврату не подлежит. Это явное нарушение закона о правах потребителя. Меняйте, если есть необходимость!
Умейте вовремя остановиться. Распродажи обладают огромным психологическим эффектом. Обычно до семидесяти процентов товаров, купленных на распродажах, в жизни фактически не используются.

Как Вы оцениваете продукцию республиканских производителей?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (15 Авг 2013). Рубрика: Главное, Лента новостей, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




комментария 2   “Прицельный взгляд на распродажи”

  1. Пешеход

    Зря вы не настояли на своем праве купить продукт по цене на ценнике. Если бы все отстаивали свои права, то эта “дурилка” давно сошла бы на нет. Меня всегда так оскорбляет эта подмена ценников, что я демонстративно добиваюсь возврата разницы. Хотя при этом всю ситуацию на кассе поворачивают так, чтоб тебе надоело и ты плюнул и ушел, почувствовав себя мелким склочником.

    • Екатерина Яковлева

      Вы, наверное, правы. Такие ситуации – хороший тренажер для того, чтобы силу характера вырабатывать. Спасибо за комментарий!

Ответить

*

Ссылки:

  • Пластиковые окна Тиссон Фаворит: окна пвх.

Фотогалерея


Войти