В школах Стерлитамака создают условия для детей с ограниченными возможностями

В Стерлитамаке две школы  – NN 12 и 30 – ориентированы на систему инклюзивного образования. Первая такая школа появилась в Москве ещё в конце 80-х годов прошлого века. Там в учёбу вместе с обычными здоровыми ребятишками включились («инклюзив» переводится как «включение») дети-инвалиды. Это было полезно и для первых, и для вторых. Школьники с проблемным здоровьем  готовились к будущей взрослой жизни, избавляясь от комплекса неполноценности, а их сверстники учились деликатности и доброте.
Здание школы N30 утопает в зелени. На клёнах и берёзах уже золотится листва, рябины горят рубиновыми кистями. Красота! Здорово, когда она окружает ребятишек.

Крыльцо с широким удобным пандусом. На первом этаже – столовая, лестница тоже с пандусом, но уже откидным, в актовом зале – поручни. Завуч Нина Васильевна Артамонова, отвечающая за организацию инклюзива, объясняет:


– Инклюзивное образование реализуется в рамках федеральной, республиканской и городской целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Оно предоставляет возможность детям-инвалидам учиться с другими ребятами в обычном классе. Важно, чтобы в будущем они чувствовали себя полноценными людьми.
А вы не боитесь, что обычные ребятишки станут обижать их? Дети – люди непредсказуемые.
На этот вопрос отвечает директор школы Ольга Александровна Валикова:
– В прошлом учебном году руководитель общественной организации родителей детей-инвалидов «СоДействие» Ирина Гамбарова открыла у нас фотовыставку  “Дети как дети”, дополнив её рисунками детишек. Потом ученикам показали фильм об этих детках. Наши ребята выходили из аудитории, где демонстрировался фильм, со слезами на глазах. И ни одну выставочную фотографию, ни один рисунок не сорвали и не испортили. Это весьма красноречивые факты. Знаете, дети гораздо добрее и деликатнее, чем мы о них думаем. Но, конечно, многое в их поведении зависит от среды, от взрослых, которым они подражают.
Кстати, о взрослых. Родители не высказывают неудовольствия по поводу совместного обучения? Понятно ведь, что учитель львиную долю внимания будет уделять детям с ограниченными возможностями.
– Для того, чтобы одни не испытывали комплекса неполноценности, а вторые не были обделены вниманием, наши педагоги грамотно выстраивают отношения с детьми. Но вот что удивительно: у обычных детей в таких классах повышалась успеваемость. То ли им стыдно, таким здоровым и сильным, учиться плохо; то ли, помогая своим товарищам с проблемным здоровьем, они начинают лучше вникать в предмет. А, может быть, действует и то, и другое? Трудно сказать, но факт налицо.
Чтобы грамотно работать в таких классах, вероятно, нужна подготовка?
– Разумеется. Некоторые педагоги города, в том числе и наши, прошли специальную курсовую подготовку. Кстати, практические занятия были организованы в школах, уже работающих по инклюзивной системе.


Честно говоря, её внедрение требует времени. Сейчас мы на первом этапе – организуем безбарьерную среду, то есть создаём комфортные условия для детей.
И тех, и других?
– Конечно, у нас никто не обделён. Условно нашу школу можно назвать школой радостного дня.
В доказательство Ольга Александровна и Нина Васильевна привели меня… Боюсь, не хватит слов, чтобы описать увиденное. Вхожу в помещение, где стены растворяются в призрачном зеленоватом свете – полное ощущение морского дна. Приглядевшись, я увидела золотых рыбок, водоросли, сказочные морские цветы. В самом углу – сухой бассейн, наполненный разноцветными шариками. Играет тихая чудесная музыка. Может быть, именно под такую мелодию танцевала Русалочка Ганса Христиана Андерсена. Настоящее царство Нептуна!
Мне объяснили, что это сенсорная комната. Здесь детки расслабляются, успокаиваются, играют, фантазируют, а заодно тренируют свои пальчики, играя с шариками, «купаясь» в бассейне.
Нина Васильевна говорит:
– У нас сенсорная комната оформлена как морское дно, а в школе N12 – космическое пространство. Тоже волшебно и очень красиво!


Мне показали ещё много интересных и полезных вещей для интеллектуального и эмоционального развития детей: специальные парты для ребят с нарушением осанки, телескопический пандус, лечебные дорожки. В школе есть кабинеты психолога, логопеда, стоматолога, социолога, санитарная комната, оборудованная специальными унитазами. В классах есть волшебные сундучки с буквами, развивающие игры, сборники сказок с яркими картинками. Действительно, школа радостного дня – лучше не скажешь!
Заканчивая экскурсию, Ольга Александровна говорит:
– Создание безбарьерной среды – дорогостоящее дело. Вы увидели, что у нас созданы необходимые условия для полного и эффективного включения в образовательное пространство и здоровых детей, и детей с ограниченными физическими возможностями. На реконструкцию и приобретение необходимого оборудования выделено 1200000 рублей из муниципального бюджета и 1061335 рублей – из федерального. Через несколько дней мы откроем двери для наших учеников. Надеемся, что школа станет для них вторым домом – уютным и удобным.

Вы удовлетворены качеством школьного образования?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (28 Авг 2013). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование, Общество, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти