В чём преимущества перехода на альтернативные виды топлива

Ещё совсем недавно у моих знакомых автомобилистов отсутствовала привычка любые поездки переводить в километры, а километры – в рубли. Теперь же они оглашают стоимость путешествия по городу или вылазку в ближайшие окрестности ещё до поездки. Чтобы мы, «безлошадные» пешеходы, знали, на что рассчитывать. И я их понимаю: куда деваться, если за последние пять лет цена бензина на автозаправочных станциях выросла на 40-45 процентов. И продолжает расти. Остаётся либо экономить на поездках, либо переходить на альтернативные виды топлива .
Пока США внедряют у себя биотопливо, а известный бизнесмен Михаил Прохоров всё никак не запустит серийное производство гибридных ё-мобилей, в Западной Европе миллионы автомашин работают на газе. В России же установка ГБО (газобаллонного оборудования) ещё не получила столь широкого распространения. Особенно осторожны владельцы личного автотранспорта. Использование газа в качестве моторного топлива у них связано с целым букетом предостережений, догадок и предрассудков. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы попытались разобраться, в чём тут дело.

 

ПРОПАН ИЛИ МЕТАН?

Различают два вида газомоторного топлива: пропан-бутановая смесь и метан. Оба вида значительно дешевле бензина, за литр которого придётся нынче заплатить в среднем 30 рублей. Литр пропана обойдётся в 16 руб., 1 кубометр метана – в 10. Но если метан по расходу равен бензину, то пропана на аналогичное расстояние понадобится на 20 проц. больше. Вдобавок газомоторное топливо увеличивает ресурс работы двигателя и перспективно в экологическом плане: машина, работающая на газе, куда меньше загрязняет окружающую среду.
Из недостатков чаще всего называют дорогостоящее оборудование (причём оборудование для метана в 1,5-1,7 раза дороже, чем для пропана), уменьшение полезного объёма багажника (часть его занимает баллон с газом) и недостаточное количество газовых заправок.
– Всего в Стерлитамаке 7 АЗС, поставляющих пропан, и 2 метановых заправки, – объясняет начальник отдела промышленности, транспорта и связи администрации города Иван Созонов. – Хотя первые метановые заправки были построены в Стерлитамаке ещё в 80-х годах, в дальнейшем стали чаще использовать именно пропан. Это связано с тем, что к метановым АЗС необходимо подводить газопровод, а пропан можно доставлять автомобилем-газовозом. В 2000-х, когда тарифы на бензин стали резко расти, городские предприятия и частные автовладельцы начали переходить на газ, чью стоимость жёстко регулирует государство.
В Стерлитамаке насчитывается порядка 80 тысяч единиц автотранспорта, из них примерно 8 проц. заправляются газом. В этом плане у нас, как и у всей страны, есть огромные резервы. Сегодня в городе почти все маршрутки и такси ездят на газе. Также ГБО установлено на технике РСУ ДОР и автомобилях троллейбусного управления. Среди городских учреждений одним из первых на газомоторное топливо перешло ГБУЗ  “Санитарный автотранспорт” .
– Что, кроме стоимости ГБО и скромного количества заправок, мешает развитию данной отрасли?
– Наверное, заблуждения, навеянные мифами о сложной эксплуатации газового оборудования. Многие по старинке считают, что оно взрывоопасно, не до конца осознают преимущества. Хотя тарифы на газопродукты и бензин несопоставимы.

КРИВАЯ УСПЕХА

Главный инженер ГБУЗ «Санитарный автотранспорт» Юрий Фролов протягивает мне бумаги. Перед глазами мелькают отчёты, вырезки из газет и цифры, цифры, цифры. Пока мой взгляд охватывает шести- и семизначные числа сэкономленных средств, главный инженер излагает историю возникновения этих чисел.


Всё началось с того, что ООО «Баштрансгаз» (сейчас ООО «Газпром трансгаз Уфа») в 1998 г. подарил «Санитарному автотранспорту» 4 комплекта ГБО под метан. Мол, пользуйтесь на здоровье. На предприятии не только воспользовались, но и посчитали экономический эффект от затеи. Постепенно обнаружились и другие достоинства газового топлива. Так, переоборудованные машины перестали беспокоить экологов, увеличился межремонтный пробег. Кареты «скорой помощи» круглые сутки колесят по городу, спасают людей – представляете, сколько бензина нужно на весь автопарк? На покупку и монтаж ГБО под метан для одной «скорой» требуется сумма от 40 тыс.руб. Через полгода интенсивных поездок затраченные деньги окупаются. А дальше идёт прибыль.
С тех пор каждый год в «Санитарном автотранспорте» переводят 5-7 единиц техники на газ, в основном на метан. На пропане остались лишь грузовые машины. Поначалу водители восприняли нововведение в штыки. Ещё бы, кому охота расставаться с таким приятным бонусом, как «левый» бензин. «Настоящая война была», – вспоминает Фролов. – Газообразное топливо, сжатое в баллонах под давлением в 200 атмосфер, умыкнуть нереально. Понемногу все успокоились, затем привыкли. В настоящий момент 85 проц. автомобилей из тех, что ежедневно выезжают на линию, оснащены газовым оборудованием.
Рациональный, хозяйственный подход, безусловно, даёт свои результаты: в 2012 году было сэкономлено более трёх миллионов бюджетных рублей! Прослышав об успехе ГБУЗ «Санитарный автотранспорт», в Стерлитамак наведались гости из Октябрьского и Оренбурга – перенимать опыт. «Откуда только узнали?» – недоумевает Юрий Фролов.
Но слава – вещь эфемерная, мимолётная, а на предприятии смотрят в будущее. Поэтому в нынешнем, 2013 году ГБО установили ещё на девяти автомобилях. Двух заправленных баллонов вполне хватает на одну смену. Фролов достаёт последний документ и указывает на графики. Кривая потребления метана предприятием за последний месяц растёт вверх, зато кривая потребления бензина неуклонно снижается. Не знаю, как водителям, а Юрию Фролову эти графики определённо нравятся.

ТЕОРИИ СКЕПТИКОВ И ОПЫТ РЕАЛИСТА

По версии экспертов, большая масса и нелепые формы ГБО остались в прошлом. В настоящее время можно перевести на газ и бензиновые, и дизельные двигатели, а также любую категорию автотранспорта, будь то пассажирский автобус, могучий грузовик или изящная легковушка. Однако те же эксперты признают, что для окупаемости газового оборудования «железный конь» должен пробегать за год не менее 12 тыс.км. Очевидно, что пенсионеру, чья «ласточка» покидает гараж только на время садово-огородного сезона, вряд ли имеет смысл раскошеливаться на ГБО. Стоит призадуматься и владельцам новеньких машин: как правило, к машинам прилагается заводская гарантия, которая исчезает в случае переделки автомобиля без соответствующего сертификата.


Но действительные ограничения к установке газового оборудования засыпаны ворохом вымышленных препятствий. Стоило мне в кругу автовладельцев заикнуться о целесообразности использования газомоторного топлива, как меня тут же «просветили». Оказывается, газ разрушает мотор и поршневую группу (на практике газ продлевает жизнь двигателю и комплектующим), автомобиль на газу теряет 50 проц. своей мощности (потери есть, но незначительные – от 7 до 10 проц.) и вообще двигатель, созданный для работы на бензине, должен работать на бензине!
Сбитый с толку теориями скептиков, напоследок я решил поинтересоваться мнением человека, эксплуатирующего ГБО уже несколько лет. В январе 2008 г. Константин Степанов установил на свой ВАЗ-21099 газовое оборудование, о чём не жалеет до сих пор. О преимуществах метана ему поведал знакомый таксист.
– Установка заняла несколько часов, – говорит Константин. – За оборудование и монтаж я заплатил порядка 30 тыс.рублей. Знаю, что сейчас это дело стоит дороже. Полного баллона метана обычно хватает на 200 км езды по городу. На трассе, само собой, километраж увеличивается.
В первое время Степанов поразился экономии. По его словам, он вообще не ломал голову, где взять денег на заправку. Катался по делам, подрабатывал. Причём экологичность топлива восхищает Степанова не меньше экономии.
– Я постоянно за рулём, и на дороге из-за выхлопных газов иногда просто нечем дышать, – признаётся Константин. – Много ли у нас в стране заводов, обеспечивающих население качественным бензином? А газ всегда стандартного качества, и вреда от его использования меньше в разы, чем при использовании бензина или солярки.
Главным же, как считает Константин Степанов, при переходе с бензина на газ является правильная установка ГБО. Обращаться лучше не в «шарашкину контору», а в мастерскую, чьи специалисты имеют опыт и лицензию на проведение подобных работ. Для безопасности же необходимо своевременно проходить ТО баллона.
– Почему люди не спешат поставить газовое оборудование? – рассуждает Константин. – Одни не желают уменьшать свободное пространство багажника – в моём случае оно сократилось наполовину. Других отпугивает стоимость оборудования и установки. Но все минусы искупаются финансовой выгодой и причастностью к улучшению экологической обстановки.

Автор: (26 Сен 2013). Рубрика: Автоклуб, Главное, Лента новостей, Среда обитания. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




1 комментарий   “В чём преимущества перехода на альтернативные виды топлива”

  1. Артур Аллаяров

    Господа автовладельцы, в нашем городе целых две метановые заправки (они называются АГНКС) и это… очень много. Нам повезло. В некоторых местностях их нет вообще. А на наш сравнительно некрупный город их целых две. К тому же в близлежащем Салавате – тоже две.
    Вот здесь карта, где указаны заправки АГНКС http://agnks.ru/agnks_map/ (почему-то на этой карте указано, что в нашем городе одна, но на самом деле их две – на ул. Западной и на Оренбургском тракте).

Ответить

*

Фотогалерея


Войти