Один день с фармацевтом

Аптека  – одно из немногих мест, где встреча с человеком в белоснежном халате не леденит душу: здесь надежда на здоровье даётся нам без утомительных и болезненных процедур. Мы получаем её в цветных картонных коробочках, а неприятная манипуляция одна – достать бумажник и рассчитаться.

Когда Ольга Бурдикова, фармацевт одной из аптек сети «Фармленд», заканчивала школу и выбирала жизненный путь, аптекарское дело ей посоветовала мама. Аргументами были благородство профессии и уважение людей. С тех пор прошло без малого 30 лет. Как известно, за четверть века человеку либо удаётся с профессией сродниться и они уже не могут друг без друга, либо опытный работник начинает… тосковать: профессионального выгорания никто не отменял.
– Я на работу с удовольствием хожу. Очень много новых препаратов появляется, мне интересно. – Ольга деловита и немногословна, но о профессии говорит с теплотой. Это, естественно, не от любви к лекарствам. Хотя основную часть своего времени она думает о них. В её распоряжении их три с половиной тысячи наименований. Они повсюду – в пронумерованных ящиках, в холодильниках, на полках витрин. Но всё-таки не таблетки с капсулами здесь главное.
– Для меня очень важны люди, возможность общаться, помогать, консультировать. Отдача? То самое людское уважение, о котором мне когда-то говорила мама. Только заслуживается оно годами. Конечно, приятно, когда приходят именно к тебе, благодарят, говорят, что лекарство помогло…

Последнее летнее утро переплавляется в день, из-под яркого солнца к фармацевту идут покупатели. Или пациенты? Фармацевт, он больше кто – продавец или врач? У добросовестного фармацевта, уверена Ольга, общий с продавцом навык один – умение обращаться с кассовым аппаратом. Ну и вежливость, конечно. А как быть с тем, что фармацевту люди часто задают вопросы, которые логичнее было бы задать врачу?
– Приходится быть в каком-то смысле врачом, – говорит Ольга.


Можно сколько угодно всплёскивать руками, удивляясь, как работник аптеки отваживается брать на себя такую колоссальную ответственность. Тот, кто хорошо знаком с действительностью, удивляется меньше. А действительность такова, что к врачам большинство из нас не торопится, предпочитая изобретать собственные методики исцеления от всех своих болезней. Источниками вдохновения служат Интернет, «Вестник ЗОЖ», телевизионная реклама и советы соседей и сослуживцев. Посреди такого стихийного «творчества» аптечный пункт – едва ли не единственный островок ликбеза. И всё-таки…
– Ольга, вот приду я к вам и скажу: «Дайте мне что-нибудь от боли в суставах». Вы мне поможете?
– Да. Исходя из своих знаний и опыта.
Логично. Фармацевтика как наука, собственно, и понадобилась давным-давно, чтобы понять, как влияют лекарственные вещества на человека. Хочется верить, что знаний за века накопилось достаточно, чтобы не навредить нам сегодня. Кстати, знания у фармацевтов нашего города есть не только благодаря полученному ими в своё время образованию: каждые пять лет они в течение месяца обучаются в Уфе – проходят сертификацию.
– Плюс учёба в городе раз в неделю, – говорит Ольга. – Знакомимся с новыми препаратами, чтобы быть в курсе современной фармакологии.
Пользуясь случаем, интересуюсь у моей собеседницы, можно ли, к примеру, сэкономить на детском лекарстве – давать детям «взрослые» таблетки с тем же названием (скажем, бромгексин), уменьшив дозу?
– Этого делать нельзя ни в коем случае, чтобы не допустить передозировки.
Из разговора с фармацевтом отчасти понимаю, откуда взялось наше стойкое убеждение, будто в аптеке нам всегда, когда есть выбор, предлагают самый дорогой вариант. Но-шпу, например, но никак не дротаверин.


– Оригинальный препарат, – объясняет Ольга, – всегда эффективнее и безопаснее, чем дженерик, то есть аналог. Но, к сожалению, дороже.
Если же говорить о лекарствах подлинных и поддельных, фармацевты рекомендуют приобретать медикаменты в крупных аптечных сетях, где на каждую партию пилюль и микстур имеются сертификаты, гарантирующие качество.
Предлагаю Ольге пофантазировать: вот, допустим, изобрели лучшее в мире лекарство, сразу от всех болезней, и привезли его в аптеку. Люди вылечились, а вы… остались без работы.
– Я понимаю, о чём вы, – улыбается Ольга. – Нет, нам совсем не выгодно, чтобы люди болели. Мы, между прочим, давно заметили: в сезон простуд выручка практически не увеличивается. Это говорит о том, что современная аптека – не поле битвы с болезнями, а, скорее, центр здоровья: к нам приходят за витаминами, за косметикой, за детским питанием…
На самом деле наша беседа так плавно не выстраивается: одни посетители сменяют других, аптечный зал дольше трёх минут не пустует. На крохотный стульчик возле кассы Ольга за несколько часов не присаживается ни разу. Компьютер, касса, лекарства, телефон (ко всему прочему фармацевт отвечает на звонки – даёт справки о препаратах). Детей и взрослых, беззаботных и уставших от боли, знающих, что им нужно, и растерянных – каждого она встречает так, что жалоба в голосах посетителей сменяется пусть слабой, но верой. Впрочем, таланта психолога фармацевт в себе не признаёт:
– Я просто стараюсь убедить человека, что всё у него будет хорошо. Иногда покупают лекарство и говорят с отчаяньем: «Эх, всё равно всё бесполезно». Так нельзя! Я их тогда прошу: вы, главное, поверьте, что с любой напастью обязательно справитесь, что резервы у вас огромные. А лекарство вам поможет. Вот увидите.

Полина АРСЕНЬЕВА

Как вы оцениваете свое состояние здоровья?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Автор: (4 Сен 2013). Рубрика: Главное, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти