Вопросы из шляпы для Ирины Алфёровой

Перед началом интервью признанная красавица отечественного кино Ирина Алфёрова  сразу предупредила: «Никаких вопросов про Александра Абдулова. Иначе наша беседа не состоится!». Подобная категоричность, безусловно, имеет веские причины, расшифровывать которые совершенно необязательно. Впрочем, народная артистка России, кавалер ордена Дружбы прекрасно доказала, что может быть интересна публике не только как первая жена известного актёра, а прежде всего потому, что сама – талантливая актриса, замечательная мать и прекрасная собеседница, искренняя и откровенная. Полагаем, в этом убедятся и наши читатели.

У нас немало актёров, кочующих из одной телепередачи в другую. Что это – неуёмное желание быть всегда на виду, постоянно напоминать о своей персоне, опасаясь простоев в творчестве?


– Возможно. В отличие от некоторых своих коллег, я не желаю выворачивать нутро наизнанку в многочисленных ток-шоу. Хотя к Малахову, например, отношусь с уважением. Андрей – настоящий профессионал, а его программы действительно поднимают серьёзные проблемы и нередко помогают людям. Но участвовать в них я категорически отказываюсь, это моя принципиальная позиция.

О чём бы вы хотели написать книгу и не написали?
– Я люблю писать, и у меня это получается. В школе меня всегда хвалили за сочинения. Став мамой, помогала их писать детям. Всю свою жизнь я веду дневник. Как-то в него залезла дочь Ксюша, зачиталась и решила тоже завести книжечку, где выплёскивала бы свои мысли. Дневник учит человека не врать и писать только о том, что чувствуешь и во что веришь. А книгу бы я, наверное, написала о семейной паре, которая сумела сохранить свои чувства и пронесла их через всю жизнь. К сожалению, мне не удалось избежать разводов, и я по-доброму завидую людям, хранящим верность друг другу, несмотря на все соблазны, взаимные обиды и многочисленные трудности. Подобные союзы, увы, – огромная редкость, но они есть, и мне посчастливилось их встретить.

Где вы чувствуете себя уютнее всего?
– В гостинице. Здесь ничего не надо мыть, убирать, готовить. Только здесь я могу от всего отключиться и просто отдыхать. Дома весь груз бытовых проблем лежит на мне. Помощниц-домработниц завести не получается, к тому же я привыкла всё делать сама. Из командировок, гастролей всегда тащу огромные баулы с гостинцами и подарками. Из Башкирии традиционно везу несколько банок вашего фирменного мёда, кумыс. Так хочется побаловать близких чем-нибудь вкусненьким, экзотическим. У меня большая семья. Помимо моей дочери Ксюши мы с супругом Сергеем Мартыновым воспитали двоих его детей от первого брака и сына моей умершей сестры Татьяны.

Чему вы учитесь у своих детей?
– Смелости, мобильности. Я по натуре – человек нерешительный. В молодости меня даже хотели отчислить из института: моя стеснительность жутко мешала на репетициях, я просто в землю врастала от скованности. Сколько себя помню, всегда старалась не выделяться. Это заметно даже по одежде, которую до сих пор предпочитаю носить. В отличие от своих коллег, я всегда в сереньком, чёрном. Такие вещи практичны и удобны в дороге.
Я вообще очень щепетильна при выборе вещей. Если одёжка «не моя», она просто не приживётся в моём гардеробе. Помню, режиссёр фильма «Хождение по мукам» Василий Ордынский, видя мои костюмные сомнения, дал мне замечательный совет: «Зачем так сильно переживать? Вот на тебе обычные чёрные джинсы, чёрный свитер, но ты потрясающе выглядишь. Потому что есть ты, твоя суть, твои лучистые глаза. Остальное неважно». С тех пор, выбирая одежду, я стараюсь не изменять себе, ведь только так можно сохранить чувство гармонии.

Ваша дочь Ксения – успешная актриса. Однако это не мешает ей принимать участие в телепроектах, пробовать себя в режиссуре, организовывать благотворительные фонды…
– Я же говорю, это необычайно смелый и энергичный человек. Когда я вижу, что она вытворяет в телевизионном шоу «Ледниковый период», моё сердце в буквальном смысле выскакивает из груди. Как режиссёр она дебютировала в документальном фильме «Выдумщик», созданном к юбилею Александра Абдулова. Это своеобразная благодарность дочери за всё то доброе, что сделал для неё отец.

Кстати, до работы в кино и на телевидении (дочка была лицом программы «Взгляд» и лотереи «Бинго-шоу») Ксения активно пробовала себя на юридическом поприще и довольно успешно. По окончании юрфака она прошла стажировку в адвокатской конторе в Великобритании и поработала юристом в английской фирме в Москве. Но актёрские гены всё же взяли верх. Как призналась мне однажды дочь, «сидеть до конца жизни в кабинете, даже за очень большие деньги, – это не для меня». Однако юридическая практика пригодилась ей в таком важном и серьёзном деле, как благотворительный фонд «Я есть», занимающийся поддержкой детей с синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом.

В отличие от фонда Чулпан Хаматовой, имеющего мощную поддержку в высших эшелонах власти, «Я есть» держится строго на энтузиазме Ксении и её мужа – актёра Егора Бероева.
Я горжусь и приёмной дочерью Анастасией – великой труженицей, которая получает уже третье образование в Лондоне. И везде учится бесплатно. Мы с мужем не вкладывали в её учёбу ни копейки.

– Благодаря кино вы ещё в ранней молодости стали очень популярной. А вот отношения с театром долго не складывались. Не жаль лет, потерянных в стенах «Ленкома»?
– Конечно же, жаль. В «Ленкоме» я долго простояла в массовке. Но нас так учили: массовка – лучшая школа, и нужно набраться мастерства. Я ходила по сцене в десятой линии кордебалета и отказывалась от киноролей. А потом поняла: если и дальше так пойдёт, то я вообще не буду выходить на сцену. Даже в маленькой роли. Неправда, что можно на примере других, пусть и великих актёров, чему-нибудь научиться. Научиться можно только на собственном опыте. А если ты постоянно играешь в массовке, то сам превращаешься в массовку.
К счастью, теперь я работаю в другом театре – в «Школе современной пьесы», где активно задействована. Туда меня пригласил режиссёр Иосиф Райхельгауз, с которым я знакома ещё со студенческих лет. Он довольно своеобразный человек. К примеру, не любит новых людей. Зато замечательно относится к тем, кого знает давно.
В его театре я чувствую себя комфортно. Играю Аркадину в «Чайке», занята в спектаклях «Пришёл мужчина к женщине», «Всё будет хорошо, как вы хотели», «Своими словами», «Звёздная болезнь», «Медведь», «Ночь с незнакомцем». А ещё меня часто приглашают в антрепризу. С постановками «За закрытой дверью», «Цветок кактуса», «Пижама на шестерых», «Чего хотят мужчины?» мы с коллегами разъезжаем по стране.

К примеру, к вам в Башкирию вместе с Игорем Бочкиным привезли спектакль «Самая-самая».

Что бы вас заставило эмигрировать из России и в какую страну?
– Ни в какую. Я это говорю совершенно определённо, так как у меня был неудачный опыт жизни за границей. По окончании театрального вуза я поехала вместе со своим первым мужем, достаточно обеспеченным человеком, на его родину – в Болгарию. Там очень быстро поняла, что никакой материальный достаток не заменит мне любимую работу. Я жутко тосковала по России и, проплакав год, вернулась на родину с чемоданом и маленькой дочкой на руках. Но я ни в чём не раскаиваюсь. У меня потрясающая профессия, которая даёт сильные, яркие впечатления. Для меня крайне важно выйти и согреть зал.

Актрисы и представители других публичных профессий всё чаще прибегают к услугам пластических хирургов. Вам не хотелось поэкспериментировать со своей внешностью?
– Однажды мы с супругом заговорили об этом. Муж – ярый противник посягательства на человеческую индивидуальность – высказался довольно резко. И сказал, что любит меня такую, какая я есть, – естественную и настоящую. Поэтому вопрос отпал сам собой. К тому же я не знаю ни одной актрисы, внешность которой улучшила бы пластическая хирургия. Я вижу только неестественное лицо, круглые глаза, утиный нос… Но самое главное, исчезает человеческое обаяние, данное Богом. А для женщины обаяние – важнее всего. Ведь обаяние – это доброта. Если женщина добрая, она светится изнутри. Тогда она прекрасна даже в старости. Всё остальное – косметика, одежда – уже вторично.

О чём вы мечтали ребёнком?
– Конечно же, стать актрисой. Сколько себя помню, у меня всегда была потребность в театре. Я родилась в Новосибирске и воспитывалась в Академгородке. Это было особенное время физиков-лириков, а Новосибирск был городом возрождения. Профессора играли в драматических кружках, студенты устраивали диспуты. Всё время проходили какие-то фестивали, конкурсы. У меня было потрясающее детство! Во дворах все друг друга знали, а мы, ребятишки, прямо у подъездов устраивали концерты, ставили спектакли. «Золушку», например, где я, конечно же, была в главной роли. На наши спектакли собирался весь двор, а представление было полнейшей импровизацией.
Неудивительно, что после школы я поехала поступать в театральный институт. В Москву приехала с мамой, родители в дальний путь меня одну не отпустили. В столице мы наслушались всякой всячины от советчиков разных мастей, мол, делать здесь без связей и денег нечего, тем более провинциалам. Поэтому лучше не тратить время и подавать документы в другой, нетворческий вуз. Однако мне повезло, меня приняли в ГИТИС с первой попытки. А вот если б удача не улыбнулась, я бы испытывать судьбу больше не стала. Однозначно.

Вам, действительно, повезло. Но есть немало примеров, когда известные ныне актёры поступали в театральный с четвёртого-пятого раза, как, скажем, Наталья Гундарева, или вообще оказывались за бортом престижного вуза, как Юрий Никулин, которого признали профнепригодным. Что бы вы посоветовали молодёжи, мечтающей об актёрской стезе: идти до конца или же не биться в закрытую дверь и попытать счастья в другом?
– Всё глубоко индивидуально. Если человек чувствует, что театр – его судьба, и не сможет от него отказаться, то он всё равно будет играть на сцене, хотя бы самодеятельной. Ну, а если это блажь, то рано или поздно она пройдёт. И человек постарается реализовать себя в другой профессии.

А какая ваша мечта осталась нереализованной?

– О, их много. И в основном они касаются профессии. Из-за вынужденного простоя в «Ленкоме» я потеряла слишком много времени и не сыграла Джульетту, Нину Заречную, других замечательных героинь. Сегодня я не подхожу для них по возрасту. Но что делать… Значит, такова была воля Божья. Остаётся надеяться, что лучшие мои роли – ещё впереди.

Можно ли контролировать ненависть и любовь?
– Можно. Во всяком случае, я стараюсь. Когда эмоции в буквальном смысле зашкаливают, я замолкаю и мысленно считаю до двадцати. В случае с ненавистью помогает. А что касается любви… Я уже давно поняла, что её нельзя заполучить вопреки всему. Поэтому надо довольствоваться тем, что имеешь.

Какие приметы вы не игнорируете?
– Я, как и большинство актёров, жутко суеверна. И ничего не могу с этим поделать. Скажем, хочу не верить в дурные предсказания гороскопов, но они имеют обыкновение сбываться. Если встречу по дороге чёрную кошку, обязательно найду способ себя обезопасить. И, не задумываясь, сяду в лужу, если из рук выпадет сценарий фильма, в котором ещё не снималась.

Вы сейчас играете на сцене с перебинтованной ногой…
– Год назад во время гастролей прямо на сцене я повредила ногу, да так серьёзно, что она была раздроблена в нескольких местах. Спектакль доигрывала на обезболивающих, сидя в кресле. К сожалению, из-за бумажных формальностей медицинскую страховку мне выплатить отказались. Хорошо, хоть есть близкие, которые взяли на себя заботу обо мне. Я несколько месяцев не могла ходить, да и сейчас продолжаю разрабатывать ногу.

Легко ли быть мудрым?
– Не думаю. Обычно мудрость приходит с опытом, с годами. Хотя есть люди, ещё с юности обладающие особым складом ума, который позволяет философски относиться ко всему.

Мне кажется, именно таким человеком был Олег Иванович Янковский – великий русский актёр и мой добрый друг. К сожалению, слишком рано ушедший из жизни. Меня всегда восхищало его отношение к театру и к себе в нём, он обладал необыкновенным чутьём на роли. А перед выходом на сцену он всегда волновался, словно это было в первый раз. Потому как понимал: никакие заслуги и регалии не помогут установить контакт с залом, если нет искренности и самоотдачи.

 

Автор: (26 Дек 2013). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Последние комментарии

Фотогалерея


Войти