21 февраля – Международный день родного языка

Не быть озабоченным собственным английским или, скажем, французским – это сегодня почти признак дурного тона. Не жалея времени и денег, мы учим иностранный язык дистанционно, на курсах и с репетитором, и никто нас простодушно не спросит, зачем, все понимают: где-то впереди маячит рывок по служебной лестнице, путешествия, Оскар Уайльд или Анатоль Франс в оригинале, брак с иностранцем… У каждого своя перспектива. А хотим ли мы совершенствовать русский – абсолютно бесплатно и в хорошей компании? Это мы с фотокорреспондентом и попытались выяснить, отправившись на подготовительные курсы, организованные у нас в городе в рамках Всероссийской ежегодной образовательной акции  “Тотальный диктант”.

 

ПРОСТО ИНТЕРЕСНО

– Разговаривать там нельзя, и телефон отключите, – по пути в класс напутствует сыновей Инна. Вместе со старшим, Иваном, она сейчас сядет за парту и будет писать диктант:
– Хочу повысить свою грамотность: я педагог, мне это нужно.
У тринадцатилетнего Ивана по русскому пятёрка, у Максима всё еще впереди (ему четыре года).
Ирине грамотность нужна не по долгу службы (она медсестра), а для того, чтобы помочь сыну:
– У него с русским проблемы, говорит, неинтересно, скучно…
– Я участвовала в «Тотальном диктанте» в прошлом году, – говорит Надежда Михайловна, физик по образованию. – Мне интересно было, я по жизни считаю себя грамотным человеком, пошла без подготовки и получила «трояк», хотя была уверена, что напишу на «пять». Думаю, перемудрила с двоеточиями и тире… Теперь вот решила освежить в памяти то, что знала, для общего развития будет нелишним…
Роман – выпускник 4-й гимназии, ныне студент, в прошлом году писал пробный ЕГЭ, теперь будет в родном классе готовиться к ЕГЭ настоящему.
У каждого из пятнадцати слушателей курсов – свой резон писать диктанты и вспоминать правила, сходятся они в одном: это интересно. Пытаюсь придумать, чем можно было бы заманить сюда тех, кто приходить не собирался, – безуспешно. Аргументы получаются какие-то абстрактные, например: речь – одежда наших мыслей, зачем же мы ходим в лохмотьях? А если ближе к жизни, то все мы разные: кто-то пользуется онлайн-сервисами проверки орфографии и не озадачивается тем, сколько «н» писать в слове «некрашеный». А кто-то услышит от собеседника «щАвель» или «красивЕе» – и начинает раздражаться. Авторы проекта «Тотальный диктант», кстати, не фанатичны, они подчёркивают, что их акция не призвана кого-то стыдить, это скорее интеллектуальная игра с довольно сложными заданиями. Даже иллюстрацию весёлую придумали: «Фсе на барьбу с бисграматностью», – сурово царапает человечек на стене. А к тем, у кого о правописании голова не болит, обращают слоган: «Быть грамотным – модно!».
У учителя русского языка И.В.Шаменковой – свои аргументы:
– Не зная законов родного языка, невозможно понять законы другого. С башкирским языком, помните, одно время какая была проблема: «Зачем его изучать?». Так ведь дети сами пришли к тому, что им это нужно: языки связаны между собой, изучение одного облегчает изучение другого! Это только кажется иногда, что современные дети не хотят ничего знать – хотят, и многое их удивляет, так что они потом взрослых учат: не апОстроф, а апострОф, не брелки, а брелОки…

ПРО ОРФОГРАФИЮ И ДОБЫВАНИЕ ДЕНЕГ

Максим на первой парте беззвучно играет на планшете в гонки. Мы пишем диктант. Ощущения, думаю, схожи: дух захватывает, как на виражах. Запятая или точка с запятой? Нужно здесь тире или нет? Диктовка, надо сказать, идеальная: учитель выразительно интонирует, дикция безупречна. Многие из нас не слышали о современном прозаике Антоне Уткине. После диктанта же, уверена, не мне одной захотелось прочесть его «Дорогу в снегопад». Диктант обучающий, оценок никто не ставит, в написанном разбираемся все вместе. Уточняем, спрашиваем – учимся.
– А День Победы – оба слова с большой буквы?
– «Исподволь» как пишется?
– «Всё же» – слитно или раздельно?
– Если ошибок нет – молодцы, если есть – тоже молодцы, – подбадривает Ирина Владимировна. – Это можно исправить.
Время, действительно, есть: до 12 апреля (в этот день состоится «Тотальный диктант») учителя-волонтёры каждую среду будут проводить занятия в гимназиях N 2 и N 4 и школах N 10 и N 33 (начало в 18 часов). Смысл курсов, конечно, не в том, чтобы «натаскать» к диктанту. Просто его устроители понимают: узнавать новое и получать от этого удовольствие – это в самой человеческой природе заложено. Когда ещё доведётся взрослому человеку посидеть за школьной партой, да ещё в таких идеальных условиях – без страха и стыда за ошибку? Кстати, в прошлом году «Тотальный диктант» в республике писали без малого 1400 человек, пятёрки получили шестеро, четвёрок было 110, троек – 352. Остальные, сами понимаете… О том, что изучение русского языка – большой труд, говорили и учителя-волонтёры на прошедшем занятии.
– Врождённая грамотность бывает, это правда, – считает учитель русского языка Л.Ф.Усманова, – а вот врождённой безграмотности нет, каждый думающий может научиться писать правильно, было бы желание.
Выполняем упражнения, составленные из отрывков предыдущих «Тотальных диктантов». И тут сам собой находится ответ на вопрос, кому и зачем нужны орфография и пунктуация, спасибо Дмитрию Быкову: «У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утончённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы». Так что каждый пришедший на курсы, со своими ошибками и пробелами, не побоялся в тот вечер быть настоящим.
– Да как же она могла Добывание Денег с большой буквы написать? – сокрушается слушатель с первой парты. Всем интересно, что имела в виду автор, Дина Рубина, а мне интересно поговорить со слушателем. Камилю Закиевичу 75 лет, на «Тотальный диктант» он пойдёт обязательно:
– Я решил себя испытать. Сегодняшнее занятие? Отличное! Мне очень понравилось. В диктанте я «роскошный» почему-то через «а» написал, остальные слова нормально. Две-три запятые пропустил, конечно… Я русский язык очень люблю, хотя сам татарин…

Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (21 Фев 2014). Рубрика: Крупным планом, Лента новостей, Образование, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти