Чему учат детей в студии мультипликации и кино

Мультфильмы примагничивают наших детей к телевизорам, компьютерам и планшетам, отбивают охоту к чтению, отменяют подвижные игры, лишают прогулок и даже сна… Список родительских обвинений можно продолжить. А можно перехитрить самого Уолта Диснея, не говоря уже о создателях  всяческих «Симпсонов», «Смурфиков» и «Фиксиков», – взять ребёнка за руку и отвести в студию детской мультипликации и кино, что во Дворце пионеров и школьников им.А.П.Гайдара. Тому, кто сам делает мультфильмы, оторванность от жизни уж точно не грозит.

 

АНИМАТОРЫ

«Жил-был кот. Он очень любил наблюдать за людьми. И однажды кот решил, что тоже будет человеком, ведь людям легче живётся…». Мистер Кот из мультфильма 9-летнего Амира Бикузина ходит на двух лапах, носит шляпу и брюки и расклеивает объявления: «Ловлю мышей». Он чуточку похож на кота в сапогах из советского мультфильма, но не такой гладкий, без художественного лоска, а потому за ним интереснее наблюдать. Чтобы мистер Кот зажил собственной жизнью, нужны специальный стол, камера, освещение и компьютер. Плюс авторская фантазия и время на кропотливую работу за станком в режиме «шаг – остановка» (шаг – это одно едва заметное движение персонажа, остановка – фотографирование). Стоять за станком – значит располагать фигурки на столе со стеклянной поверхностью и несчётное количество раз передвигать их на миллиметры. Помогает оживлять фигурки компьютерная программа. Педагоги считают: важно, чтобы каждый ребёнок мог пройти все этапы создания фильма, от идеи до монтажа. Поэтому большинство из сорока мультфильмов, снятых на студии «МультиArtфильм», созданы не в команде, а каждым автором по отдельности. Режиссёр одновременно и художник, и декоратор, и оператор, и актёр. Самый короткий и незатейливый мультик появляется на свет за неделю, а чтобы снять сюжетное четырёхминутное путешествие «Вокруг света», 13-летнему Илье Андриянову понадобился почти год.
Посреди студии, в коробке на столе, – сокровища (никто не жадничает, их может подержать в руках любой желающий): дома из цветной бумаги, пластилиновые улитки, пробки, палочки, нарисованные карандашами мордочки и рожицы – из всего этого делают мультфильмы. «МультиArtфильм» действует третий год, в младшей группе занимаются дети от трёх до восьми лет, в старшей – школьники от восьми до четырнадцати, всего около полусотни ребят. Этой зимой во Дворце пионеров состоялись два премьерных показа: «С Новым мультгодом!» (сборник малышовых работ) и «Всё только начинается» (фильмы детей постарше). Снисходительно киваю: ага, трёхлетние дети сами делают мультфильмы. Мне включают «Коровку», героиня которой «молока не даёт, а ловко по травке ползёт». Мультфильм-загадка даже в самом недоверчивом сознании расставляет всё по местам: нарисовать траву, изобразить наивно-симпатичного жучка, выполнить простейшую аппликацию и выразительно прочитать четверостишие смышлёным трёх-четырёхлеткам, пожалуй, действительно под силу. С технической стороной успеется, малыши освоят её чуть позже.
Когда речь идёт о мультипликационном творчестве, дети оказываются на шаг впереди жизни. Всё неодушевлённое одушевляют, всё живое наделяют мыслями и чувствами, учат говорить.
– Мультипликация – это универсальный язык творчества, его возможности безграничны, – говорит руководитель студии Рима Амирхановна Халитова. – Это интересно любому ребёнку. Когда дети сами изготавливают персонажей, фон и декорации, участвуют в покадровой съёмке сцен, озвучивают мультфильмы, они в игровой форме осваивают многие виды искусства. Вообще, мультипликация – это техническое название процесса, умножение кадров. На самом деле то, чем занимаются дети, правильнее называть анимацией, одушевлением предметов.
По иронии судьбы, аниматорами сегодня называют себя и люди, далёкие от создания мультфильмов, – те, кто забирается в плюшевые чучела всеми любимых героев и размахивает руками и хвостами, развлекая публику. Как говорится, почувствуйте разницу.

ПОМОЩНИКИ

– Теперь она встаёт… Только пусть она сначала косточку понюхает! – 8-летняя Алина Карюгина за станком работает над этюдом – «дрессирует» оранжевую пластилиновую собаку.
– Хорошо, пусть, – соглашается Рима Амирхановна. – Только сразу она подпрыгнуть не может: это волшебство будет.
– А теперь она будет думать, куда косточку закапывать, а потом побежит, – взахлёб придумывает девочка, – а потом, потом…
– Это уже не этюд получается, а целый мультфильм, – улыбается педагог.
Если бы Р.А.Халитовой несколько лет назад кто-нибудь сказал, что она будет заниматься детской мультипликацией, она не поверила бы. Студентка физмата мечтала стать физиком-атомщиком.
– Но сразу после школы мне довелось поработать пионервожатой – потрясающие методисты Дворца пионеров и школьников пробудили во мне любовь к детству, к празднику. Потом, в институте, педагогику нам преподавал Т.Ф.Акбашев. Он вдохновлял нас именно на работу с детьми. А в Челябинской частной школе, где я учительствовала некоторое время, одной из главных моих задач было постараться, чтобы дети при обучении чувствовали себя маленькими исследователями. Весь этот опыт мне понадобился, когда я вернулась в Стерлитамак и нашла себе занятие по душе – стала руководить студией мультипликации.
Физика в её жизни осталась: представление о том, как задать траекторию движения, что такое движение равномерное и ускоренное – без этих знаний маленьким аниматорам не обойтись. Что касается знаний по мультипликации, педагог учится по Интернету и ездит в «продвинутые» города.
– Когда я была в Новосибирске, на киностудии «Поиск», на мастер-классах известных советских и российских художников-мультипликаторов, то обратила внимание: обычные педагоги, которые не имеют никакого отношения к кино, учат детей творить. То есть, зная все составляющие фильма, пробуют эти шаги вместе с детьми. Почему именно мультипликация? У каждого ребёнка – огромный потенциал созидателя, согласитесь. Все дети талантливы. Мне, как педагогу, важно, чтобы это увидели не только члены семьи, но и сверстники, чтобы школа прониклась уважением к глубине каждой детской души. Мультипликация, мне кажется, – та искорка, которая может зажечь ребёнка, помочь ему раскрыться.
Занимаются дети в подгруппах, в каждой не больше семи человек: столпотворение в творческой мастерской было бы лишним, здесь, как нигде, важен индивидуальный подход, чтобы у каждого ребёнка появился авторский взгляд, собственный стиль. Впрочем, хотя каждый хочет быть безраздельным хозяином своего мультфильма, дети разного возраста охотно помогают друг другу. Атмосфера в студии какая-то необъяснимая: заканчивается воскресный день, но домой никто не торопится, каждый чем-то занят. Благо, помощники в нелёгком мультипликационном деле у них есть. Халитова занимается с ними анимацией, педагог Елена Васильевна Головач даёт воспитанникам студии азы актёрского мастерства, сценической речи и литературного творчества.
К примеру, у персонажа есть определённый характер. Как он будет со своим характером вести себя в той или иной ситуации? Какую интонацию выбрать для озвучивания? Допустим, есть идея для эпизода: дерево мёрзнет. А как оно мёрзнет? Чтобы это показать, надо это представить, проиграть, прочувствовать. А рисовать, лепить и делать так, чтобы придуманная история стала визуально интересной, ребят учит Дарья Валерьевна Иванова, педагог ИЗО. Это на её занятиях дети видят, что параллельные линии, удаляясь от нас, сближаются и встречаются на линии горизонта, и изучают движения людей на примере марионеток…
– Может быть, анимация и не станет делом их жизни, – говорят о воспитанниках педагоги, – но понимать себя и других, выражать свои идеи научатся обязательно. Когда родители жалуются на детей, мол, он у меня тихий, ничего, кажется, и не умеет, мы всегда говорим: приводите его к нам. Очень скоро вы увидите: на самом деле он умеет очень многое.

ГЕРОИ

С чего начинаются сюжеты? Да с чего угодно. Илья, например, отправился в мультипликационную кругосветку, потому что мечтает о путешествиях и обожает фотографировать.
– Они такие фантазёры! – с удовольствием рассказывает Дарья Валерьевна. – То придумывают рассказы о своих домашних животных, то сон им интересный приснился, то просто «само придумалось» – могут сочинить историю про всё на свете, даже про вот этот листок бумаги…
– То есть девочки не рисуют исключительно принцесс, а мальчики – страшилищ из компьютерных игрушек?
– Даже если принцессы и попадают в кадр, всё-таки фильмы девочки снимают о том, что ближе им, о собственных переживаниях. Есть мальчики, которые, дай им волю, всю анимацию превратят в сплошную «бродилку». Но мы стараемся отвлекать их от шаблонов, мягко возвращаем к классике. Советские рисованные мультфильмы, живопись на стекле А.Петрова, «Фиксики» с их 2D-анимацией, диснеевские работы – красочные, открывшие миру, что в мультфильме возможно всё, даже самое невероятное… У самых разных мультфильмов можно чему-нибудь научиться, – делится размышлениями Д.В.Иванова. – В российских мультфильмах есть что-то очень доброе, то главное, без чего невозможно жить, – дружба, любовь, красота, природа. От драк и агрессии мы с детьми стараемся уходить. То есть конфликт в мультфильме, безусловно, пусть будет, но разрешение его должно быть мирным. Умение решать проблемы конструктивно – это ведь и для жизни важно…
Кстати, если юные аниматоры что-то не поделили, у Ивановой есть проверенный рецепт примирения: она ставит спорщиков вместе за станок.
Завсегдатаи «МультиArtфильма» серьёзны и немногословны: во-первых, им некогда, во-вторых, их мультфильмы способны рассказать о них, пожалуй, больше, чем они сами о себе знают. Так, даже те из ребят, кто ни разу не был в цирке, с энтузиазмом оживляют пластилиновых клоунов и обезьянок. Драконы в представлении подростков мечтают стать такими сильными и большими, чтобы носить на хвосте деревья и съедать сто вёдер земляники за раз («Одна голова хорошо, а две лучше»). История «В стране Клубляндии» Элины Юсуповой – про ягоды клубники, на которые напал злой волшебник Квакыч, но потом влюбился и, конечно, стал добрым.
Кому, кроме самих авторов, интересны такие мультфильмы? Всем, кто хочет знать, чем живут сегодняшние дети. «В фиолетовом городе жили мрачные фигурки. Грусть им надоела, а как жить весело, они не знали». Когда на помощь героям «Мудрого решения» Эмилии и Амелии Даутовых пришли огонёк, лучик и электрическая лампочка, на душе у сказочных человечков стало светлее, а у нас появились ночь и день. В «Волшебном мире» Полины Стуколовой «собаки летают, люди просто обожают чёрных котят, потому что они приносят счастье, а Ромео и Джульетта живы и любят друг друга ещё больше». А вот разумным животным семейства кроличьих с планеты Т9 повезло меньше. Взрослые больше не могут печь морковные торты, ведь инопланетяне-треугольники решили захватить мирную планету… Чем всё закончилось, пока неизвестно: Алсу Насырова сейчас работает над второй серией «Нашествия на планету Т9».
Кстати, в финале истории Амира Бикузина про мистера Кота главный герой, бросившись за мышью, превращается в кота обыкновенного. А умная мышь примеряет его шляпу. То есть продолжение следует.

Какие книги надо читать детям?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Кабинет гирудотерапии (лечение пиявкой), терапии, рефлексотерапии. Приём ведёт Филимонова Любовь Анатольевна, врач высшей кв.кат. Каб. №426, поликлиники ГБУЗ КБ №1, ул. Коммунистическая,91. Тел. 8-905-308-09-65, 22-29-54. (пн., ср., пт., с 17 до 19 часов). Доп. информ. www.girudamed.ru УТОЧНИТЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Лиц. ЛО-02-01-003497 МЗ РБ. Реклама. 210104
Автор: (27 Фев 2014). Рубрика: Главное, Лента новостей, Образование, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти