А.Г.Ступина об обучении иностранному языку

Четверть века А.Г.Ступина обучает будущих учителей иностранным языкам . Её бывшие и нынешние ученики – студенты Стерлитамакского филиала БашГУ – говорят, что занятия, которые ведёт Анна Георгиевна, всегда проходят интересно и с пользой.

 

– С Анной Георгиевной, – вспоминает одна из выпускниц Стерлитамакского педагогического института Венера Хамидуллина, – мы очень быстро почувствовали вкус к изучению английского языка. На каждом занятии она старалась, чтобы мы не раз и не два возвращались к уже прочитанному тексту. Сначала мы ворчали про себя, но требование выполняли. И, в конце концов, получалось так, что в памяти оставались полюбившиеся стихи, словечки, афоризмы. Потом текст перечитывался уже по собственному желанию. Теперь он не отталкивал, наоборот, притягивал, потому что читался не по словам, а целыми строками! Когда не спотыкаешься на каждом слове, хочется кричать: «Ура! Получается!». К сожалению, сейчас, без употребления, английский язык стал забываться, зато удовольствие, которое мы получали на занятиях, запомнилось надолго.
Все люди с высшим образованием изучали иностранные языки. Но кто, за редким исключением, пользовался ими? Так и получалось: выучили и забыли. Поэтому первый вопрос, заданный Анне Георгиевне, касался этой проблемы.
Стоит ли тратить силы и время на изучение английского языка, который скоро забудется?
– Стоит! Даже раньше, когда жители нашей страны не выезжали за границу (командировки не в счёт), это имело смысл. Во-первых, изучая чужой язык, начинаешь лучше понимать свой. Во-вторых, всегда находятся люди, которые хотят читать в подлиннике художественную и научную литературу. Многие упражнялись в переводах. Газета «Московские новости» на английском языке в киосках не залёживалась. Сейчас наступило время, когда английский язык стал просто необходим для профессии и жизни. Он нужен компьютерщикам, экономистам (укрепляются внешнеэкономические связи), туристам и т.п. Английский язык реально стал языком международного общения.
Что изменилось в преподавании предмета за последние годы?
– У нас, на кафедре иностранных языков, появилось много разнообразных методик ускоренных курсов освоения иностранных языков, а также действенных интернет-технологий, которые нашли широкое применение. Преподаватели знакомятся, опять же через Интернет, с зарубежными методиками. То есть техническое обеспечение и снабжение учебными пособиями – на должном уровне. Кроме того, изменился и подход к изучению языка. Тексты современных учебников очень интересны и полезны. Они знакомят наших студентов с историей, культурой, выдающимися деятелями страны изучаемого языка. Ведь важно знать не только язык, но и историю, культуру, традиции, допустим, Англии или Германии. Причём на разных факультетах и тексты разные – для историков одни, для экономистов другие. Иными словами, знание языка даётся в области изучаемой профессии.
ЕГЭ – это зло по отношению к вашему предмету?


– ЕГЭ – сложное явление. Однозначно о нём не скажешь. Но в нашем случае следует учесть, что язык предполагает живое общение, ценятся и теоретические знания, и, что самое главное, умение пользоваться языком на практике – в профессии и в жизни.
Нужны ли дополнительные технические средства для занятий, или они, наоборот, отвлекают от сути?
– Я уже говорила, что у нас на кафедре – богатый набор обучающих средств, в том числе и технических. Они очень полезны. Однако и роль преподавателя нисколько не понизилась, так как, повторюсь, язык – это прежде всего живое общение. Хотя у нас разработаны дистанционные курсы, весьма эффективные для обучения и самоподготовки, но и тут требуется руководство опытного преподавателя.
– Если бы вы были министром образования, что бы вы хотели изменить в преподавании вашего предмета?
– Я бы частично изменила содержание программы и увеличила количество часов преподавания иностранных языков, что, несомненно, повысило бы уровень владения языком. Затем укрепила бы преемственность между школой и вузом при помощи кружков и факультативов, на которых иностранные языки изучались бы более глубоко. Так, чтобы выпускники школ, став студентами, не спотыкались на азах, а могли совершенствовать знания иностранного языка в рамках своей профессии. Хорошо, что сейчас у нас на кафедре стало доброй традицией проводить олимпиады по английскому языку для учащихся школ и студентов.
– Если студент игнорирует ваш предмет, что вы предпримете?
– У меня таких студентов, к счастью, нет. Но если появятся, постараюсь заинтересовать их. Способов много. К тому же, нам легче, чем школьным учителям. В высших учебных заведениях учатся ребята, которые уже определились с выбором профессии и кровно заинтересованы в получении знаний. И наша кафедра даёт им все возможности для приобретения не только необходимых, но и глубоких знаний.
Вы уже говорили о том, что сейчас наступило время международного общения, поэтому изучение иностранных языков стало актуальным. Только ли в этом дело?
– Дело ещё в том, что образ культурного человека всегда формировало прежде всего знание языков. Читать произведения европейских классиков в переводе среди дворянской и разночинской интеллигенции в России считалось дурным тоном. Люди с университетским образованием, как минимум, отлично знали и говорили на двух иностранных языках. Хорошо, что в наше время это стало возрождаться.

Вы удовлетворены качеством школьного образования?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Автор: (11 Апр 2014). Рубрика: Лента новостей, Образование, Общество. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти