Страшное слово, или Как горожанам потратить бюджетные деньги

Бывает, от горожан можно услышать претензии по поводу того, что бюджетные деньги  тратятся не туда. По крайней мере, не туда, куда им бы хотелось. Причём люди редко представляют себе это «туда», мало знают, как устроен муниципальный бюджет, на что и каким образом его можно тратить в соответствии с действующим законодательством. К тому же не у всякого критикующего есть чёткое видение желаемого результата.

На этот случай придумали партиципаторное бюджетирование. Сначала оно появилось лет сорок назад в Латинской Америке, а теперь его успешно практикуют также в Европе, США и Китае. Согласна, словосочетание непонятное и даже пугающее. Пожалуй, не каждый вызовется в этом участвовать. Но на самом деле это бюджетирование – штука довольно интересная.

О ней рассказывал ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин в рамках федерального семинара Московской школы гражданского просвещения.
Итак, представьте, что вам дали полномочия употребить бюджетные деньги на что-то, по-вашему мнению, крайне необходимое городу. Думаете, такого не бывает, если вы не депутат или кто-то другой, облечённый властью? Бывает. Такую возможность как раз и даёт это самое партиципаторное бюджетирование. По сути, это распределение небольшой части бюджета при помощи комиссии, состоящей из горожан. Горожан выбирают наобум, по жребию, так же, как и в состав суда присяжных. При этом до того, как начнутся обсуждения в комиссии, тех, кто согласился участвовать, учат. В течение нескольких месяцев по выходным специалисты в разных отраслях и муниципальные чиновники рассказывают, как всё устроено. При этом должны звучать различные точки зрения. Тут первый этап, когда начинают отсеиваться желающие. Не каждый готов пожертвовать личными уикендами на благо города. Потом отсеиваются в процессе обучения: не хватает терпения, могут возникнуть личные обстоятельства и так далее. На финишную прямую выходят немногие.
Всё это делается в Европе вовсе не из прекраснодушия и демократического заигрывания с населением, уверяет Олег Хархордин. Партиципаторное бюджетирование – один из примеров возможного решения муниципальных проблем и разделения ответственности с горожанами за эти решения. К примеру, в городе несколько автобусных маршрутов, и при этом нет средств в местном бюджете на их содержание. Как быть? Какие маршруты закрывать? Здесь самое время предложить жителям самим решить эту проблему. Пусть выбирают. И это будет их выбор, а не волевое решение сверху.

– Мы, наш институт, решили посмотреть, можно ли сделать то же самое в России. В пилотном эксперименте приняли участие два города: Череповец и Сосновый Бор Ленинградской области, – рассказывает О.Хархордин.


Чтобы понять, что из себя представляют эти города, скажу о населении и зарплатах. Череповец – примерно как Стерлитамак, – 314 тысяч жителей, Сосновый Бор – 65. Средняя зарплата в месяц в обоих – чуть больше 33 тысяч рублей (у нас чуть более 275 тыс. населения и зарплаты в среднем куда скромнее: 23 тыс. 181 руб. в месяц). В этих городах над распределением средств работали комиссии из 15 и 20 человек соответственно. Правда, в России закон о защите персональных данных не позволяет делать случайную выборку, как в Европе. Поэтому информация о такой инициативе была запущена через многочисленные каналы СМИ: людям предлагали поучаствовать в городском самоуправлении и дележе денег.
С набранными комиссиями проводили занятия эксперты, их консультировали представители администраций. В итоге участники эксперимента представили собственные проекты, за которые сами потом и голосовали. В Череповце распределяли 15 млн. рублей (это 0,27 процента от общего бюджета на 2014 год), в Сосновом Бору – 20 млн. (1,3 процента бюджета). Нетрудно посчитать, каков бюджет двух городов – 5 млрд. 556 млн. руб. в Череповце и чуть более полутора миллиардов в Сосновом Бору (в Стерлитамаке бюджет на 2014 год принят в размере 3 млрд. 81 млн. руб.). В рамках эксперимента можно было выбрать для реализации до трёх проектов, главное – уложиться в сумму.
– Сейчас начинается второй виток эксперимента, самый главный, – признаётся Олег Хархордин. – Члены комиссий должны набрать из публики новых заинтересованных горожан, проконтролировать, чтобы были реализованы решения прежних комиссий. Главное здесь – преемственность, продолжение начатого дела.
Если в Европе партиципаторное бюджетирование и носит исключительно утилитарный характер, то для России оно, пожалуй, – один из каналов реализации гражданских инициатив.
– Есть естественная энергия гражданской жизни. И люди, которым не всё равно, должны иметь возможность участвовать в принятии решений по поводу того, что им небезразлично, – уверен О.Хархордин.
Конечно, ввести партиципаторное бюджетирование можно далеко не во всех городах. Во-первых, необходимо желание руководства города. Во-вторых, горожане не должны остаться равнодушными к этой затее. В-третьих, должны наличествовать те самые деньги, которые предлагается делить. Сегодня этим новым для России проектом заинтересовались в Кировской области. Сразу в трёх городах.

Какой информации вам не хватает?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

 

Автор: (22 Апр 2014). Рубрика: Лента новостей, Политика, Экономика. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти