Несбывшийся проект Стерлитамака;)

С началом разработки ишимбайских нефтяных месторождений начался бурный рост города (управление нефтеразработок находилось здесь). Как сообщала городская газета, 10 мая 16 землекопов приступили к рытью траншеи под строительство здания управления треста “Башнефть”. И вдруг…

Газета «За пятилетку» от 14 июня 1936 года: «При рытье котлована для постройки дома управления треста «Башнефть» и жилого дома вскрылся навозный грунт. Ниже его находится илистый грунт, а затем гравий. Такое расположение грунта заставляет предполагать, что в этом месте когда-то протекала река».

Действительно, это было старое русло Стерли. По свидетельству старожилов, накануне революции купцы Баязитовы и Утямышевы по старому руслу проложили потайной подземный ход длиною в несколько километров, который выходил к р.Белой. Так они рассчитывали спасти своё имущество: по подземному ходу к Белой, далее на пароходе до Уфы, оттуда по железной дороге в Сибирь к Колчаку и в Америку. Но все сокровища купцов остались в коридорах подземных лабиринтов. Именно на них и могли нарваться в тридцатые годы землекопы первых строек социализма в Стерлитамаке. На снимке запечатлён первый в городе экскаватор на фоне ещё недостроенного управления треста (ныне это ул.Мира, 55). По свидетельству очевидцев, несмотря на ударный ритм строительства, все работы были приостановлены. Говорят, ящики с золотыми слитками выносили оттуда несколько дней.
Долгое время считалось, что сокровища были переправлены в Москву на финансирование мировой революции. Но анализ документов тех лет позволяет предположить другое. Проект ленинградского архитектора Шибаева предусматривал в 1936-37 годах строительство огромного театра на 850 мест, новых школ, гостиницы, кинотеатра, лечебных учреждений, парков и фонтанов. Городская газета от 15 октября 1936 года сообщала, что на месте улицы Пушкина будет «набережный парк», река Белая «будет пущена в старое русло, по которому она катила свои воды во времена возникновения пристани… (около двухсот лет назад). Многие улицы, в частности, Пролетарская (Комсомольская – Ф.Ю.), будут служить лишь для внутриквартальной связи, то есть их как улиц уже не будет. Наоборот, Советская (Мира – Ф.Ю.), идущая параллельно Пролетарской.., будет одной из главных, самых длинных и широких магистралей будущего Стерлитамака. Хибарки… уступят место красивым, архитектурно оформленным зданиям в два, три, четыре и более этажей.
Будет перестроена часть города, расположенная между площадью Коммунаров и Первомайской (от стадиона «Спортакадемия» до рыночной площади – Ф.Ю.). Здесь будут построены здания жилого, административного, культурно-бытового типа. Затем должны быть снесены домишки на берегу Стерли (около теперешнего моста по ул.Сакко и Ванцетти – Ф.Ю.). Их место займут весёлые, чистые, удобные, окружённые зеленью коттеджи для рабочих и служащих… Стерлитамак будет стоять на берегу Белой и притом углублённой, а водный транспорт будет весьма оживлённым».
Повороты рек, асфальтирование улиц, водопровод, канализация… Откуда коврижки? Понятно, что на столь грандиозные преобразования могли пойти лишь обнаруженные сокровища. Существовал даже проект перестройки подземных катакомб под метро. Работы по осуществлению проекта уже начались, но всё перечеркнула накатившая волна политических репрессий. Потайной ход вместе с первыми недостроенными станциями Стерлитамакского метро был засыпан, строительство признано «вредительством». Разве что в названии ночного клуба «Метро» по странному стечению обстоятельств сохранилась память о событиях почти восьмидесятилетней давности.

Автор: (1 Апр 2014). Рубрика: История, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти