Стерлитамакский режиссёр Р.Юлтаев – о своей работе в башкирском кинематографе

Поводом для встречи с режиссером Русланом Юлтаевым  стал юбилейный выход в эфире БСТ передачи «Весело живём!». С января 2011 года, когда проект запустили в эфир, зрители успели просмотреть около трёхсот выпусков, в каждом из которых – более десятка скетчей. Итого – более трёх тысяч сюжетов.

А начиналось всё на детском телеканале во Дворце пионеров и школьников. Проект «Юмор в коротких штанишках» пришёлся по душе не только маленьким зрителям, но и взрослым. Тогда ещё мало кто знал, что у этого режиссёра-бессребреника, не имевшего даже своей камеры, за плечами – опыт работы второго режиссёра в полнометражных фильмах «Седьмое лето Сюмбюль» и «Долгое-долгое детство» на киностудии «Башкортостан», работа в частных киностудиях над сериалами «Медведь», «Тайны Аркаима». А в его первом фильме «Царапина», который он снимал уже как главный режиссёр, играли такие звёзды отечественного кино, как Михаил Ефремов, Алексей Булдаков, Владимир Толоконников…
Первое знакомство Юлтаева с коллективом Стерлитамакского башкирского театра состоялось в 2007 году, когда по приглашению режиссёра театра Г.Ильясовой Руслан приехал в наш город отбирать актёров для своего первого фильма «Чак-чак». Там были задействованы артисты из многих театров республики. Кстати, этот фильм познакомил его и с будущей женой – молодой актрисой Зилярой Тухбатовой. С этого фильма начался его «роман» и со Стерлитамакским театром.
На следующий год Руслан пришёл к директору театра с предложением о «бартере»: так, мол, и так, я не буду забирать у вас перспективную актрису и предлагаю проект по популяризации вашего коллектива. Так зародилась передача «Весело живём!». Это было его ноу-хау. До него ни в одном театральном коллективе ничего подобного не придумали. Но запускать проект в Уфе было бы слишком накладно. Другое дело – на базе нашего театра. Ведь все артисты понимали: это своего рода визитная карточка как их самих, так и театра.
– Некоторые «крутые» специалисты донимают меня: почему не устраиваешь кастинги, пробы, – говорит Руслан. – А зачем они нам? Сценарии мы пишем под своих артистов, под амплуа каждого. Некоторые артисты, например, чета Халиловых, снимаются всей семьёй: муж, жена и дети. Снимаем в квартирах артистов, в учреждениях (в кабинетах театра). Это ещё одна из причин малобюджетности наших съёмок.


В любую поездку с коллективом я беру с собой камеру. Заранее отбираем сюжеты. Например, если едем в Анапу, Анталью, Баку, снимаем сюжеты, связанные с курортной тематикой и приключениями за границей. Кстати, во время поездки в Турцию директор отеля, узнав о проекте, пришёл в восторг и создал нам «зелёную улицу». Ведь для него это лучшая реклама. Ещё один плюс: за время съёмок наши артисты полностью преодолели камерофобию. То есть стали настоящими киноартистами. Это в немалой степени подтолкнуло нас к идее первого сериала…
Эффект превзошёл все ожидания. Стерлитамакских артистов теперь узнают не только в Башкирии, но и по всей России. БСТ – на то и спутниковое телевидение, что его смотрят «от Москвы до самых до окраин». Отклики приходят из Челябинска, Оренбурга, Сибири, Анапы… А после сериала «Птица счастья», недавно прошедшего на БСТ, буквально оборвали телефоны: почему, мол, всего 9 серий.
В последнее время заволновались и коллеги из других театров. Мол, пора бы и нас пиарить. А то стерлитамакских артистов теперь знают лучше, чем нас. Кое-где, например, в татарском театре «Нур», не стали ждать у моря погоды и теперь сами снимают скетчи.
Случались ли форсмажорные обстоятельства на съёмках за рубежом?
– Сколько угодно. В Египте, на улице, вдруг видим: навстречу движется многотысячная толпа. Орут, размахивают арматурой, дубинками – и прямо на нас. Бежать некуда,
отель – за толпой. Сказать по правде, струхнули не на шутку. Вдруг они с криками и воплями свернули на другую улицу. Оказалось, это были фанаты какого-то футбольного клуба. Там у них разборки между болельщиками случаются покруче, чем у нас. Как потом узнали, в тот раз несколько человек были убиты, десятки покалечены. Об этом даже российское телевидение сообщало.
Откуда берёте сюжеты?
– Для начала я переворошил порядка 40 тысяч анекдотов, из которых отобрал около 2 тысяч. Главный критерий при отборе – чтобы анекдот был остроумным и в то же время малоизвестным. Это общепринятая практика. Я теперь стал знатоком анекдотов, почти как Ю.Никулин. Стал замечать, что многие шутки на фестивалях КВН, в популярных передачах вроде «6 кадров» и даже «Городка» грешат плагиатом.
Но мы снимаем не анекдоты. У кинематографии – свои законы. На каждый сюжет пишется отдельный микросценарий, расписываются диалоги, действия актёров… В то же время приветствуется всё, что идёт во благо передачи: случаи из жизни, скетчи от самих актёров, их творческая фантазия… Сюжеты приносят даже незнакомые люди.
Если можно, несколько слов о творческих планах.
– Сериал «Птица счастья» получил неплохие отзывы. И теперь на БСТ нам дали добро на съёмки следующего сериала. Это будет детектив с элементами мистики, рассчитанный на 10 серий. Действие происходит в селе, где случаются загадочные вещи.
Что-то типа «Аниськина и Фантомаса»?
– Не совсем. Главный герой там – не участковый. Двое следователей приезжают из центра, чтобы разобраться в очень запутанном деле. Сниматься будут, в основном, наши актёры. Возможно, на некоторые роли пригласим артистов и со стороны. К концу апреля, думаю, начнём. Съёмки в помещениях пройдут в Стерлитамаке, наружные – в каком-нибудь из окрестных сёл. Каждый из актёров предлагает снимать в его селе. Сейчас этот вопрос прорабатывается.
Если всё будет хорошо, уже в этом году зрители смогут увидеть нашу новую работу.

Автор: (17 Апр 2014). Рубрика: Главное, Культура, Лента новостей. Вы можете отслеживать комментарии через RSS 2.0. Вы можете пропустить до конца и оставить комментарий. Обратные ссылки отключены.




Ответить

*

Фотогалерея


Войти